Художественный совет долгое время не спешил утвердить Изольду на роль красногвардейского стрелка. Однако, даже после завершения съемок, у актрисы возникли проблемы. Лента с фактически контрреволюционным сюжетом, рассказывающая о любви белого офицера к девушке-красноармейцу, изначально вызвала смешанные чувства у зрителей и критиков.
Изольда Извицкая
Одну из самых очаровательных и талантливых актрис советского кинематографа, чья судьба больше напоминает американские горки с их стремительными взлетами и резкими падениями, до сих пор вспоминает старшее поколение киноманов. Изольда Извицкая достигла пика своей популярности в 1950-х годах прошлого века.
Фильм, в котором она исполнила главную роль, был представлен на Каннском кинофестивале, и о таланте русской красавицы писали такие издания, как New York Magazine и Le Parisien libere, помещая ее портреты на обложках. В Париже открылось кафе, названное в честь Извицкой — «Изольда».
Кто мог бы предположить, что спустя 15 лет звезда актрисы начнет угасать, и столь яркая жизнь закончится. Изольда Извицкая ушла из жизни в возрасте 38 лет, а причины ее смерти вызвали ужас и шок у многих.
Детство и юность
Изольда Васильевна Извицкая появилась на свет в Дзержинске, расположенном в 34 километрах от Нижнего Новгорода. По некоторым данным, семья Извицких переехала в этот город из Москвы, когда дочери было всего два года. Ее отец, Василий Герасимович, работал химиком на местном комбинате, а мать, Мария Степановна, по профессии педагог, занимала должность руководителя городского Дворца пионеров.
С раннего детства Изольда проявляла интерес к актерскому мастерству: играя у мамы на работе, она наблюдала за тем, как юные артисты ставят сценки и выступления. Когда девочка стала постарше, мать, исполнив просьбу дочери, записала ее в драматический кружок при Дворце пионеров.
Уже в те годы будущая кинозвезда с надеждой мечтала о сцене и блестящей карьере. Но, как видно из ее юношеского дневника, Извицкая не верила, что сможет стать профессиональной актрисой, несмотря на хвалебные отзывы о ее игре в самодеятельности.
Ошибку в восприятии своих талантов развеяла приемная комиссия ВГИКа, приняв девушку в театральный вуз, зачислив ее на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В 1955 году Извицкая гордо вышла из стен учебного заведения с дипломом актерского мастерства.
За закрытой дверью
Так складываются обстоятельства, что явный артистический талант порой становится для его обладателя настоящим проклятием. Ранимый и сомневающийся человек, вступающий в мир искусства, может быть совершенно раздавлен этим громким и далеко не дружелюбным окружением.
3 марта 1971 года мужчина пытался попасть в одну из квартир, расположенных недалеко от Мосфильма. После развода он оставил свою супругу жить в этой квартире, и теперь мужчина не хотел с ней встречаться. Однако ему позвонили с работы его экс-жены, сообщив, что она уже несколько дней не выходит на связь и что ее телефон молчит. Открыть дверь не удалось — с другой стороны в замок был вставлен ключ. Испытав разочарование, он вызвал слесаря из ЖЭКа. Когда дверь вскрыли, мужчина вошел внутрь и, оглянувшись, заметил свою бывшую жену на кухне. Она лежала на полу, боком, наполовину находясь на кухне, словно упала на полпути к столу.
«Вставай, — сказал мужчина с раздражением. — Опять с утра напилась!» Он потянулся, чтобы поднять ее, но слесарь остановил его: «Ты что, не видишь? Она мертвая!» Никто точно не знает, сколько дней она пролежала в квартире. Возможно, умирая, она звала на помощь, но никто ее не услышал.
Так трагично и абсурдно завершилась жизнь одной из самых выдающихся актрис советского кинематографа — Изольды Извицкой.
Даже мечтать не смею
Отец Изольды был химиком и трудился на заводе имени Свердлова в Дзержинске, а мать работала педагогом в местном Доме пионеров. Родители дали дочери имя, которое с кельтского языка переводится как «та, на которую любят смотреть».
Девочка действительно росла настоящей красавицей. В школьные годы она записалась в драмкружок и вскоре с головой ушла в новое увлечение. В выпускном классе Изольда заметила в своем дневнике: «Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы все это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня — и вдруг артистка?!»
Эта небольшая запись отражает суть ее характера: она постоянно сомневалась в себе и своих способностях, долго переживала мелкие неудачи и страдала от критических замечаний, независимо от того, были они справедливыми или нет. Друзья и коллеги, знавшие Извицкую много лет, говорили, что актерская профессия была ей противопоказана. Ее огромный талант соседствовал с психологической нестабильностью, что повергало ее в состояние внутреннего сгорания.
Родители не одобряли желание дочери стать профессиональной актрисой, но и не становились на ее пути. Изольда, направившись в Москву, с первой попытки поступила во ВГИК.
Больная любовь и алкоголизм
После съемок в картине «Первый эшелон» Извицкая вышла замуж за актера Эдуарда Бредуна. Этот брак оказал негативное влияние на всю ее жизнь. По словам близких Изольды, супруг любил выпить и привлекал ее к своим застольям. У Извицкой с детства были проблемы с почками, и она стеснялась этого недуга, никому о нем не говоря. Пристрастие к алкоголю негативно сказалось на здоровье звезды, которое стало стремительно ухудшаться.
На фоне проблем с алкоголем в семье начались ссоры: Бредун унижал и оскорблял свою супругу в окружении знакомых. Еще одной трагедией для Изольды оказалась бездетность. Актриса мечтала стать матерью, но из-за заболеваний, вызванных запойным образом жизни, не могла иметь детей. Однако, существуют и другие версии развития их отношений. Некоторые знакомые актрисы утверждали, что Бредун не подталкивал жену к пьянству, а наоборот, пытался избавить ее от зависимости, но Изольда его не слушала.
Нищета и смерть
В любом случае, в начале семидесятых Бредун покинул Извицкую ради другой женщины. Актриса осталась одна, забытая всеми и без копейки денег. Раздавленная судьбой, Изольда позволяла входить только самым близким людям, не покидала пределы дома и скромно питалась. После тяжелого нервного срыва и истощения ее отправили на лечение. Реабилитация прошла успешно, и Извицкую даже пригласили на роль в театр. Однако, после одной успешной постановки, она вновь исчезла.
Озадаченные коллеги начали звонить Извицкой, но она не отвечала на звонки. Тогда Эдуард Бредун, узнав о ее отсутствии, решил отправиться к ней домой. Увиденное им повергло его в шок — актриса в старом стеганом халате лежала на полу кухни. Сначала Бредун подумал, что Изольда вновь напилась. Но вскоре осознал, что перед ним безжизненное тело.
Близкие звездной актрисы считают, что она потеряла сознание и упала, что нередко происходило с ней из-за проблем со здоровьем, вызванных алкоголем. Помощь не была оказана вовремя, и актриса скончалась в одиночестве. В ее квартире не было еды — лишь засохший кусочек хлеба оставался в металлической селедочнице. По заключению врачей, тело Изольды Извицкой пролежало в квартире на протяжении недели. Актрисе было всего 38 лет на момент ее смерти.
Сделай Чеснок одним из своих источников новостей в Яндекс.Новости или Google News. У нас самые актуальные события из мира шоу-бизнеса освещены в телеграм.
Оглушительный успех и любовь
После переезда в Москву жизнь Изольды запустила механизм стремительного развития. Параллельно с первыми успехами в кино, она встретила свою любовь. На предпоследнем курсе обучения она исполнила эпизодические роли в фильмах «Богатырь идет в Марто» и «Тревожная молодость». А на съемках картины «Первый эшелон» ей повстречался Эдуард Бредун, с которым у них завязался роман, который вскоре закончился свадьбой.
Несмотря на увлечения личной жизнью, наша героиня не забывала о карьере. В 1955 году Изольда по приглашению режиссера Григория Чухрая снялась в драме «Сорок первый», которая принесла никому не известной выпускнице ВГИКа мировую славу. Она блестяще справилась с ролью бойца Красной Армии Марии Басовой, и такого масштаба успеха от фильма не ожидал никто, в том числе и сама актриса. В 1956 году фильм посмотрели 25 миллионов зрителей, и критики с восторгом обсуждали актёрскую игру главной героини, а также её пленительную внешность — особенно светло-изумрудные глаза и вьющиеся каштановые волосы. После премьеры картины зарубежные издания называли Извицкую советской актрисой номер один.
Номинация «Сорок первого» на десятый международный кинофестиваль в Каннах подняла советское кино на новую высоту. Жюри подтвердило картине победу в номинации за оригинальный сценарий и гуманизм, при этом отмечая её романтизм. Это спровоцировало новую волну восхищений красотой и талантом Извицкой — американские и французские издания сравнительно называли её русской Мэрлин Монро. В Париже даже открыли кафе в честь Изольды. Это было настоящим безумием.
Несмотря на шквал популярности, которая обрушилась на Изольду, она продолжала сниматься в кино. Однако, повторить тот же успех актриса не сумела. Вместо глубоких и значимых ролей, ей предлагали однотипных персонажей, которые не могли заинтересовать зрителей.
Алкоголизм
После всемирной известности и фантастического успеха в кино наступил серьезный спад творческой карьеры, который актриса переживала очень остро. Всего через несколько лет после выхода на экраны «Сорок первого», режиссеры и продюсеры стали звонить ей все реже и реже.
То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать уже на второстепенные роли, объясняется значительными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные и даже начинающие режиссеры не стремились сотрудничать с известными артистами, желая из эгоистических соображений создать свои собственные кинозвезды. Они не замечали огромных возможностей, которые открыла в Извицкой ее роль Марютки, — вспоминал Григорий Чухрай.
Творческий кризис Изольды стал основой для бесконтрольного употребления алкоголя. Ее супруг Эдуард Бредун сыграл в этом немалую роль. Он сам тоже был актером, но довольно посредственным. По утверждениям знакомых, Эдуард завидовал успеху своей жены, в результате чего невольно пытался ей навредить. Коллеги актрисы вспоминали, как она жаловалась супругу на то, что больше не может даже смотреть на алкоголь. Но тот был неумолим — каждый раз вновь склонял ее к выпивке.
Именно Бредун, возможно, даже не осознавая этого, привел молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему в дальнейшем унижать ее, обвиняя в пьянстве… Первый бокал шампанского актриса выпила на своей свадьбе в возрасте 23 лет. Затем, по его инициативе, начался длительный период застолий дома, где царили крепкие напитки — водка и коньяк, — делился своими наблюдениями Адам Бернштейн.
Друзья и знакомые Извицкой хорошо знали о тех жизненных испытаниях, с которыми она сталкивалась. Они пытались предложить ей помощь, заваливая рабочими предложениями. На короткий срок это действительно помогало: после роли в фильме «Вызываем огонь на себя» актриса не пила около полутора лет. Но позже это вернулось к ней вновь. Постоянные запои известной артистки привели к разрыву с мужем. Однажды, в феврале 1971 года, Изольда не пришла на репетицию, которую никогда не пропускала. Она также не отвечала на телефонные звонки. Коллеги, обеспокоенные ее отсутствием, попросили Бредуна проверить, все ли в порядке. Но Эдуарду никто не открыл дверь. Ему не оставалось ничего другого, как вызвать слесаря, который, по совместительству с полицейскими, вскрыл дверь.
Она лежала на кухне, боком, в стеганом французском халате, головой на кухне, а худощавым телом — в комнате. Увидев это, Бредун воскликнул: «Опять напилась, вставай!» Но Извицкая не поднималась. На ее лице были видны характерные пятна, а слесарь произнес: «Ты что, не видишь, она же мертвая!. Я точно знаю дату ее смерти — 23 февраля, — вспоминала Татьяна Гаврилова.
Следователи пришли к выводу, что Извицкая шла на кухню, но по пути потеряла сознание и упала на пол, после чего наступила остановка сердца. Официальная причина смерти была определена как сердечно-сосудистая недостаточность. По предварительным расчетам, легендарная актриса скончалась за неделю до того момента, как ее обнаружили. На момент своей смерти Изольде исполнилось всего 38 лет.