Школьная форма служила показателем не только дисциплины, но и успеваемости, а также аккуратности ученика. За неопрятный внешний облик детей иногда наказывали на общих собраниях, и порой даже рисовались карикатуры в стенгазетах, высмеивающие грязнули.
Фартук, косы, кружева: какой была школьная форма в СССР
Во время просмотра старых фотографий многих охватывает ностальгия, так как школьная форма в СССР стала символом эпохи и, безусловно, вызывает целую гамму эмоций у тех, кто её носил. Но насколько же она была удобной и эстетически привлекательной? Давайте вспомним вместе.
С приближением Первого сентября все советские школьницы вместе с матерями были заняты подготовкой — отглаживанием форменного платья, белоснежного фартука и пришиванием кружевных воротничков и манжет. На первый взгляд может показаться, что все были одинаковы, однако женская индивидуальность, вкус и достаток родителей отразились именно в деталях. Например, воротничок мог быть стандартного недорогого образца, а мог быть импортным, с потрясающим ажурным узором, чтобы все вокруг просто завидовали! Обычные черные капроновые ленты в косах никого не удивляли, в то время как атласные ленты считались изысканными и эффектными. Старая школьная форма девочек с фартуком прошла через все войны и революции. Она заслуживает того, чтобы её вспоминали, так как вместе с ней мы рассмотрим и форменную одежду для мальчиков, которая, в отличие от платья для девочек, довольно часто менялась.
Кто придумал форму для учеников
Форменная одежда для школьников не была специально разработана кем-либо — она зародилась при императоре Николае I в 1834 году, что вполне соответствовало духу времени. Тогда был принят закон, предписывающий всем государственным служащим носить мундиры, что позволило идентифицировать ведомство, ранг и род занятий. Мундиры были распространены не только среди военных, но и среди учителей, чиновников, инженеров и сотрудников различных учреждений. Форменные сюртуки также были введены и для гимназистов, в первую очередь — для мальчиков. Их составляли из суконной гимнастерки с серебряными пуговицами и поясняли лакированным ремнем. Сверху носился синий или темно-серый мундир с обшитым галуном воротником. Завершала образ форменная фуражка с кокардой. С течением времени фасон мундира немного менялся, однако его основные черты сохранялись.
Школьная форма для девочек была введена лишь в конце XIX века, когда женское образование стало более доступным. Одежда в этом направлении задавалась смолянками — воспитанницами Смольного института, которые носили шерстяные платья различных цветов: девочки младше 9 лет — коричневые, от 9 до 12 лет — голубые, а от 12 до 15 лет — серые.
Взрослые выпускницы носили белые платья. Неизменным атрибутом формы являлся фартук — черный в будние дни и белый в праздники. Для торжественных случаев предусматривался белый кружевной воротник.
Школьная форма берет свои истоки еще в Российской империи
Многие ошибочно полагают, что школьная форма является исключительно советским явлением. Однако на самом деле ещё в середине XIX века в гимназиях и институтах благородных девиц была введена обязательная форма. Это предписывалось, чтобы ученицы выглядели нарядно и аккуратно, а также, чтобы привить им чувство собранности и порядка. Более того, школьная форма служила показателем благосостояния семьи.
Дизайнер Ирина Чебыкина подчеркивает:
Школьная форма в России имеет богатую историю. Точной даты её введения является 1834 год. Именно в этот период был принят закон, утверждающий гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано с тем, что эти учреждения были государственными, а значит, всё должно было соответствовать стандарту!
Говоря о девочках, привычное для современного человека коричневое платье и белый фартук первоначально носили воспитанницы институтов благородных девиц и гимназий. С раннего возраста девочек приучали к порядку и чистоте: их одежда всегда должна была быть безукоризненно чистой, а фартуки — накрахмалены до такого состояния, что их мог бы услышать каждый шаг.
Автор исторического портала добавляет:
Гимназистки подготовительных классов — от 5 до 7 лет — носили кофейные или коричневые платья; от 8 до 10 лет — голубые или синие; от 11 до 13 — серые. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе имелось несколько гимназий, форма могла отличаться по цвету.
Важно отметить, что форма Российской Империи имела некоторые сходства с костюмом горничной — белый фартук невольно намекал на то, что девочкам с малых лет внушали, что их основная роль заключается в ведении домашнего хозяйства.
Историк моды Александр Васильев поясняет, что белый фартук и манжеты способствовали поддержанию опрятного вида, а черный фартук был необходим из-за отсутствия ручек на перьевых ручках, которые оставляли чернила. Поэтому темный фартук был необходим, чтобы ежедневно не избавляться от пятен и клякс.
Единый школьный стандарт в СССР появился только в 1948 году
После революции 1917 года школьная форма была упразднена, рассматриваемая как остаток буржуазной эпохи. Родители могли свободно одевать своих детей, и единого стандарта не существовало. Партия активно проводила кампанию против антиклассовых элементов, стремясь избавиться от всего, что было связано с царской Россией.
Из воспоминаний выпускницы 1909 года, гимназистки Валентины Савицкой:
Старая форма расценивалась как знак принадлежности к высшим слоям общества (существовало даже презрительное прозвище для сентиментальных девушек — «гимназистка»). Считалось, что форма символизирует ограниченность, униженное положение ученика.
Только в 1948 году школьная форма была вновь введена в учебных заведениях. Цель её заключалась в том, чтобы ни один ученик не выделялся, а все были равны — в этом и заключалась суть социалистического общества. Партийное руководство противоречило само себе — теперь уже свободная одежда считалась элементом буржуазии и мещанства.
Следует отметить, что новая форма для девочек напоминала ту, что носили гимназистки и студентки института благородных девиц до Революции. Автор исторических исследований Ольга Кузьменко комментирует:
Девочки вернулись к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Носили также фартуки и пришивали воротнички к платьям. Новые правила касались и причесок: волосы следовало заплетать в косы, завязывая бантики в цвет фартука. В целом, «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.
Как и в царской России, у школьной формы для девочек был повседневный и парадный варианты. Парадная форма носилась на торжества, например, на линейке 1 сентября. Кандидат педагогических наук Жанна Чешева отмечает в своём блоге, что белые парадные фартуки появились в 1949 году.
Возрождение
1949 год стал началом возрождения страны, когда вся надежда возлагалась на подрастающее поколение. В это время открылся первый «Детский мир», началось производство колготок и школьной формы. Вы знали, что школьная форма, введенная Сталиным в 1949 году, шилась из очень дорогих тканей? Это был кашемир, который по тактильным ощущениям напоминал шелк, но изготавливался из высококачественной овечьей пряжи по специальной технологии. Цвет платья для девочек был единственно допустимым — коричневым. Это настраивало учениц на деловой лад и было не утомительно для глаз, не позволяя делать различий в одежде. На зависть модницам из-за границы. Фартуки школьниц должны были быть черными для повседневной носки или белыми для праздников, однако кружевные передники были запрещены — это объяснялось тем, что советским девочкам не следовало ассоциироваться с горничными из царской России или официантками. Именно в это время вводилась символика: у пионеров — красный галстук, у октябрят и комсомольцев — значок на груди.
Реформа
В 60-х годах подход к школьной форме начал меняться, и сама форма стала более разнообразной и стильной. В 1973 году мужская форма изменилась: мальчики стали носить синий костюм из шерстяной ткани с алюминиевыми пуговицами, манжетами и накладными карманами на груди. Девичья форма осталась прежней и состояла из платья, черных шерстяных фартуков и белых, которые часто украшались кружевами. В 1980 году появилась форма для старшеклассников, которая включала коричневое платье выше колен и фартуки. Следует отметить, что прически были строго регламентированы: только косички с бантиками. В 1992 году обязательная школьная форма была упразднена, её заменили с коричневых платьев на синие костюмы и повседневную одежду.
Три вида фартуков и воротничков, которые использовались в советской школьной форме
В советской школьной форме существовало несколько видов фартуков и воротничков, которые использовались в зависимости от образовательного учреждения и уровня класса. Каждый вид формы создавался для определенной группы учащихся и имел свои особенные черты.
1. Фартук для младших классов
Для учеников первых и вторых классов применялся фартук из легкой и прочной ткани, как правило, белого цвета. Его дизайн отличался простотой с отделкой в виде канта или кружева. Фартук имел свободный покрой, что обеспечивало свободу движений маленьким детям. Застежка располагалась на пуговицах или кнопках, что позволяло без труда надевать и снимать его.
2. Фартук для средних классов
Ученики средних классов носили более строгий фартук темно-синего цвета. Его крой был более аккуратным, что соответствовало более старшему возрасту детей. Фартук мог быть украшен галстуком или белой отделкой на горловине, а также имел накладные карманы для хранения канцелярских принадлежностей. Застежка также была на пуговицах.
3. Воротничок для выпускников
Выпускники, а особенно девочки, имели возможность носить воротничок как особый элемент своей школьной формы. Воротник делался из ткани высокого качества и имел сложный дизайн, часто украшенный вышивкой или бантом. Он носился поверх фартука или свитера и подчеркивал статус и достижения выпускника.
Таким образом, советская школьная форма включала три вида фартуков и воротничков, каждый из которых соответствовал возрасту и уровню обучения. Каждый тип формы имел свои особенности и позволял учащимся ощущать себя частью школьного сообщества.
Советская школьная форма: символ единства и равенства
Советская школьная форма была не только обязательным элементом гардероба учащихся, но и символом единства и равенства. Она была впервые введена в СССР в 1918 году после Октябрьской революции. Новая форма изменилась по сравнению с теми классическими стандартами, а подход к её созданию основывался на ценностях и принципах советского общества.
Одежда стала средством выражения коллективной идентичности, создавая ощущение равенства среди учащихся из разных социальных слоев. Более того, форма была одинаковой как для мальчиков, так и для девочек, что подчеркивало принцип гендерного равенства.
Тем не менее, советская школьная форма не ограничивалась единственным нарядом. В зависимости от уровня образовательного учреждения и региона могли различаться детали формы, такие как фартуки, воротнички и галстуки. Все эти элементы, как и сама форма в целом, имели свои символические значения.
1. Фартуки:
- Белые фартуки, также известные как киппы, были обязательными элементами формы для учащихся начальных классов, символизируя чистоту, порядок и дисциплину.
- Серые или черные фартуки, а также специальные лабораторные изделия, использовались в старших классах или в ситуациях, требующих строгих гигиенических мер.
- Ученики техникумов и профессионально-технических училищ, а также студенты медицинских учебных заведений носили фартуки особого кроя, отличающиеся от обычных.
2. Воротнички:
- Воротнички имели различные виды, которые указывали на статус и уровень образования учащегося.
- Например, воротнички с одной золотой полоской носили выпускники средних школ, с двумя полосками — студенты вузов и аспиранты. Более высокий уровень образования соответствовал большему количеству полосок.
- Учителя и преподаватели носили воротнички со специальными эмблемами и знаками отличия.
Советская школьная форма воспринималась как неотъемлемая часть образовательной системы и важный её элемент. Она способствовала формированию коллективного духа и сознания, а также подчеркивала принципы равенства и гендерной справедливости.
Благородные девицы: екатерининские и советские
Форма для девочек появилась во второй половине XVIII века благодаря открытию Института благородных девиц. Цвет платья у воспитанниц зависел от возраста: чем старше была институтка, тем светлее была форма. В начальных классах девочки носили коричневые платья, в средних — зеленые или синие, а в старших — белые. Поверх платья носили фартуки. Когда в конце XIX века девочкам открыли доступ в другие учебные заведения, основой школьной формы для них стало коричневое платье института с фартуком, но оно шилось из шерсти, а не из шелка. Этот элемент школьной униформы оказался настолько устойчивым, что с минимальными изменениями просуществовал до перестройки.
В 1950-х годах за внешним видом школьниц в учебных заведениях внимательно следили. Носить распущенные волосы, стрижки или хвосты было запрещено. Единственной приемлемой прической считались косички, в которые переплетали атласные ленты. Тогда появилась мода на объемные белые банты. Однако выделиться среди одноклассниц можно было и через воротнички: гладкие или кружевные. Кружево на манжеты и воротнички школьных платьев ожидалось купить в магазинах, тогда как готовые изделия и ленты можно было найти в галантерейных лавках. Что касается платьев, то, несмотря на единый для всех цвет, фасон можно было выбрать на свое усмотрение: прямое, со складками или с плиссированной юбкой. В брежневскую эпоху требования к школьной форме стали более демократичными. Девочкам разрешили носить модные стрижки, чулки и капроновые колготки, хотя косметика, накрашенные ногти и проколотые уши по-прежнему оставались под табу.
Модная форма с Кузнецкого
В 1962 году мужская школьная форма претерпела значительные изменения. Мальчиков переодели из гимнастерок и кителей в модные пиджаки с лацканами, брюки со стрелками и белые рубашки. Этот дизайн разработал модельер из Общесоюзного дома моделей на Кузнецком мосту Сергей Бейкер, который стремился перейти от послевоенного образа курсанта к более гражданскому и деловому стилю. Спустя десять лет форма для мальчиков вновь изменялась: старшеклассники начали носить синие пиджаки, в то время как для младших классов были введены синие курточки. Незаменимыми атрибутами школьной формы стали (в зависимости от возраста) пионерские галстуки и комсомольские значки. С третьего по седьмой классы ученики приходили в школу с красными галстуками и значками на левой стороне пиджака или фартука, а в восьмом классе школьников принимали в комсомол, после чего они носили только комсомольские значки.
В 1980-х годах реформа школьной формы коснулась и девочек. Модельер Алла Чекунина предложила для старшеклассниц комплект из блейзера, жилета, блузки и юбки. Эта одежда также была синего цвета. Найти производственные мощности для создания такой формы оказалось непросто: в итоге выбор пал на фабрику, которую ранее использовали исключительно для легких платьев. Несмотря на привлекательный внешний вид, юбки и пиджаки оказались не слишком высокого качества, и через пару месяцев рукава пиджаков начали протираться в области локтей. Однако можно было заметить и положительные стороны: новую форму можно было сочетать с различными блузками или даже белыми футболками. После распада СССР обязательная школьная форма была отменена. Ученики 2000-х годов начали посещать учебные заведения с офисным дресс-кодом — белый верх, черный низ, однако всё же могли позволить себе носить, например, джинсы. На сегодняшний день вопрос о единой школьной форме остается открытым. Большинство школ вводят собственные правила на основе мнения родителей учеников. Тем не менее, элементы школьной формы из советского времени всё еще встречаются на праздновании последнего звонка — современные ученицы нередко одеваются в платья и фартуки, соответствующие образцу 1970-х годов, которые они заказывают на пошив.