История любовных связей между Еленой Шаниной и Александром Збруевым стала известна только спустя множество лет. Как и говорили, шило в мешке не утаишь. В самом театре Ленком слухи о романе Збруева и его двоичной жизни с двумя семьями начали циркулировать уже давно.
Елена Шанина
Прекрасный образ Кончиты из рок-оперы «Юнона и Авось» был воплощен многими известными актрисами, в числе которых Алена Хмельницкая и Анна Большова. Однако именно Елена Шанина оставила наибольшее впечатление у публики благодаря своей невероятной игре, которая принесла ей всенародную славу. Тем не менее, сама актриса не считает эту роль ключевой в своей карьере, ведь ей удалось создать множество других запоминающихся персонажей.
Елена была рождена в декабре 1952 года в Казани, став первенцем в семье, где через 5 лет появился брат Евгений. Отец, служивший в армии, почти всё время отсутствовал, а мать была занята работой, поэтому забота о младшем брате легла на плечи Лены, с которой у него сложились теплые отношения.
Трагедия постигла семью, когда Евгений погиб в возрасте 25 лет. Мать, не выдержав горя от утраты, последовала за сыном всего через несколько месяцев. Отец, сломленный двойным горем, тоже вскоре ушел из жизни. Елена осталась одна, но у нее была карьера, к которой она всегда стремилась.
В одном из интервью актриса говорила, что с ранних лет мечтала о театре и с удовольствием делилась этими мыслями с окружающими. В детском саду она была известна как «артистка», потому что обожала проводить время в творческих занятиях. В начале она решила заняться танцами, но не была принята в балетную школу из-за проблем со здоровьем — порokana сердца. В результате, она решила стать актрисой.
В школьные годы Шанина участвовала в театральном кружке и показывала превосходные результаты в гуманитарных предметах, соперничая лишь с физикой, которую ей не удавалось освоить. Ее увлечение чтением иногда мешало учёбе, за что мама часто делала ей замечания.
После окончания 9-го класса Елена переехала в Ленинград, чтобы подать документы в знаменитый ЛГИТМиК. Там она встретила двух молодых людей, которые представились режиссерами. Они пригласили ее в кафе, где обсуждали её способности и просили почитать стихи. Позднее оказалось, что это были Михаил Боярский и его друг из Мариинского театра. Елена подружилась с Ларисой Луппиан, которая впоследствии стала известной актрисой.
В молодости Шанина жила у бабушки, которая открыла ей красоту Ленинграда, знакомя с театрами и музеями. Она побывала в доме у писательницы Веры Пановой и известной актрисы Надежды Крамовой, что окончательно привязало Елену к этому городу. Однако остаться в нем ей не удалось.
Театр
В непосредственной близости к дому, где обосновалась Шанина, располагался Театр имени Ленсовета. Именно там она сделала свои первые шаги на сцене, будучи студенткой, так как ее педагог, Игорь Владимиров, был художественным руководителем труппы. Закончив обучение в 1974 году, Елена дебютировала в дипломной работе «Бесприданница», сыграв Ларису Огудалову.
Молодую актрису заметил Андрей Кончаловский, который призвал ее к участию в фильме «Романс о влюбленных». Однако вскоре ему встретилась Елена Коренева, и роль, предназначавшаяся для Шаниной, была отдана именно ей. Casting director Галина Бабич была крайне расстроена этой заменой и пообещала помочь Елене уговорить Марка Захарова — режиссера московского Ленкома.
Когда Шанина отказалась идти на просмотр, она пригласила Захарова на свой спектакль, который произвел на него хорошее впечатление. Он оценил ее архетип как личность и очень быстро пригласил в труппу. Елена перебралась в Москву незадолго до того, как закончила учебу; её документы были переданы позднее.
Первым спектаклем в Ленкоме с участием новой актрисы стал «Тиль», где она сыграла Неле. Этот образ был специально прописан для Инны Чуриковой, но Чурикова была вызвана на съёмки в другом проекте, и в срочном порядке требовалась замена. За 4 дня подготовить роль было трудно, и Шанина была очень взволнована, но дебют разительно превзошел все ожидания.
Спектакль стал одним из многих успешных начинаний Шаниной. Она упоминала, что на начальных этапах режиссеры воспринимали её только как драматическую героиню, что было характерно и для её студенческих лет.
Из всего разнообразия ролей выделяются образы, среди которых Мирра из спектакля «В списках не значился», где актриса испытывала сильные эмоциональные нагрузки, и персонаж Цейтл из «Поминальной молитвы», который стал знаковым для неё.
Её партнёром по сцене был известный Евгений Леонов, с которым актриса подружилась. Они часто общались, и она могла прийти к нему за советом. Его смерть оставила большой пробел в ее жизни, и спектакль, в котором она играла, был передан другой актрисе.
Шанина вспоминает с теплом также о своих партнёрах, таких как Николай Караченцов и Татьяна Пельтцер, которая любила называть её «Лентуша». Благодаря подходу Захарова, артисты театра находили общий язык, и атмосфера в Ленкоме была необычайно дружелюбной.
Интересно, что спектакль «Юнона и Авось» не считался для Шаниной знаковым. Когда ей предложили роль Кончиты, она уже сыграла множество других значимых персонажей. Изначально её роль была малой, но в ходе репетиций с такими звездами, как Александр Абдулов и Николай Караченцов, её значительно расширили.
Премьера рок-оперы в России встретила хорошее восприятие, после чего труппа отправилась на гастроли за пределы страны. В Париже их тепло встретил сам Пьер Карден, который одарил Елену великолепными нарядами из своей коллекции. На премьеру пришла и уважемая Мирей Матье, вручая Елене удивительный букет цветов. Позже артисты посетили США, где их также приветствовали с большой радостью.
Детство и юность
В будущем звезда театра Ленком Елена Шанина появилась на свет 24 декабря 1952 года в Саратове. Её отец, опытный инженер, был переведен туда после окончания университета в Ленинграде. Первые годы жизни семьи были наполнены трудностями: у них не было собственного жилья, и им пришлось обосноваться на дебаркадере — плавучей платформе, предназначенной для грузоперевозок.
Елена родилась с пороком сердца и с детства часто болела. Родители много времени проводили на работе, стараясь улучшить условия жизни и обеспечить کودکам необходимыми медикаментами. В 1957 году у Елены родился брат Женя, и заботы о нем легли на плечи девочки: с утра она провожала его в садик, а потом сама спешила на занятия. С ранних лет Елена мечтала о балетной карьере, повторяя движения из телепередач. Однако, из-за проблем со здоровьем её не взяли в балетную школу. В 9 лет она открыто заявила родителям, что хочет стать артисткой. Но у нее была проблема с речью — она сильно картавила. Всего за год, методом проб и ошибок, ей удалось самостоятельно выучить правильное произношение буквы «р».
Семья поддерживала увлечение дочери искусством. Отец в юности также мечтал о карьере актера, но родители настояли на том, чтобы он выбрал более стабильную профессию, и он стал инженером. Шанина отмечала, что её семья часто пела и выступала в хорах, их гости всегда наслаждались музыкой. Лена не пасла задних, она с радостью читала стихотворения родным. Творческие навыки она развивала в театральном кружке, который она совмещала с учёбой в школе. В 1969 году Елена окончила школу и перебралась в Ленинград, где жила бабушка. Девушка прошла отбор в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) с первой попытки и без посторонней помощи, хотя окружающие всё равно замечали её наивные черты как провинциалки.
Тем не менее, обучаясь на курсе у советского актёра и режиссёра Игоря Владимирова, она стала одной из лучших студенток. Участие в любительских спектаклях, первые выходы на сцену, знакомства с будущими коллегами — и вот уже пять лет пролетели, и в 1974 году Елена стала дипломированной актрисой.
Театр
После выпуска Елена не упускала повода посетить кинопробы в Ленфильме и пробоваться в разные театры. В 1975 году ей, наконец, повезло. Андрей Кончаловский заметил молодую актрису и пригласил её в фильм «Романс о влюбленных». Но когда Шанина ожидала возможности сыграть свою роль, помощница режиссера Галина Бабич позвонила ей и сообщила, что Кончаловский отдал эту роль Елене Кореневой, с которой у него завязался роман на протяжении трёх лет.
Несмотря на это, судьба улыбнулась Елене, и в 1981 году она фаворитно出演нула по роли Кончиты в «Юноне и Авось», выйдя на сцену в паре с Николаем Караченцовым. Трансляция спектакля привлекла зрителей со всей страны, обеспечив её известность. Однако, к сожалению, такой успех не открыл перед ней дверей к дальнейшему профессиональному росту — предложения от режиссёров не поступали, а в театре она по прежнему оставалась актрисой на запасных ролях.
Несмотря на частые пробы, Елена постоянно слышала отказы. Причина была в том, что её европейская внешность не подходила под стандарты советского кино.
Карьера не звездная
На протяжении своей профессиональной карьеры Елене Шаниной удалось сняться всего в 30 фильмах. Например, в своем желании привлечь её к своей ленте «Принцесса цирка», режиссер Светлана Дружинина столкнулась с возражениями художественного совета, который не одобрил кандидатуру Шаниной из-за её внешнего сходства с Джульеттой Мазини.
Тем не менее, её фильмография пополнилась такими шедеврами, как «Двенадцать стульев», «Аты-баты, шли солдаты…», «Сашка, любовь моя» и другими. Однако, после выхода за границы 40-летнего рубежа, растущие трудности с получением ролей наблюдались не только у Елены, но и у многих других актрис, ибо театральный репертуар для женщин её возраста был значительно ограничен.
Женское счастье с двух попыток
Как западный тип лица лишил Шанину киноролей
Елена Шанина в фильме *Аты-баты, шли солдаты…*, 1976
Хотя карьера Елены в театре складывалась значительно успешнее, в кино она снималась не так часто. Чаще всего Шанина могла быть замечена в телевизионных версиях спектаклей Ленкома. Ей не нравился сам процесс съемок, в котором порядок исполнения мог быть совершенно не логичным — никто не мог знать, какая сцена будет снята первой и какая последней, что создавало дополнительную нагрузку для актеров.
Кроме того, на худсоветах её кандидатуру часто отвергали из-за её европейской внешности. В результате, в её биографии насчитывается всего лишь около 20 ролей.
Елена Шанина в роли Эллочки в фильме *12 стульев*, 1977
Тем не менее, к 30 годам Елена Шанина уже снискала славу благодаря фильмам «12 стульев», «Аты-баты, шли солдаты…», «Принцесса цирка» и, конечно же, рок-опере «Юнона и Авось». Однако эти радости были затмены личными трагедиями: в 25 лет не стало её младшего брата, который заменял ей родителей в тяжелый период. Мать, не выдержав утраты, вскоре ушла из жизни, следом за ней ушел и отец, и Елена осталась совершенно одна.
Неудачный брак и тайное счастье
Елена Шанина в фильме *Принцесса цирка*, 1981
Не так просто складывались и её личные дела. Елена вышла замуж за коллегу, актера Михаила Поляка, но вскоре его любимой привычкой стало употребление алкоголя, которое создало настоящие проблемы. Все попытки побороть эту зависимость оказались безрезультатными, и в конечном итоге их брак распался.
Параллельно у Елены начался роман, о котором она долгое время умалчивала. В театре это ни для кого не было секретом — её избранником оказался Александра Збруев, знаменитый актер Ленкома, известный своими ролями в кино 1970-1980-х годов. Вот только сам Збруев был женат на другой актрисе, Людмиле Савельевой, ставшей известной благодаря роли Наташи Ростовой, и воспитывал с ней дочь.
Елена Шанина и Александр Збруев
В 40 лет Шанина стала матерью — она родила дочь по имени Татьяна. И хотя Збруев не ушёл из своей семьи, он не скрывал от Елены своего отцовства и даже дал дочке свою фамилию. По сути, он стал приходящим отцом, и Елена открыто объяснила девушке, почему они не живут вместе. Несмотря на это, ни она, ни Збруев не винили друг друга. Однако когда их тайное стало достоянием общественности, на актёров обрушилась волна негодования.
Актриса всегда считала, что не стоит настаивать на уходе Збруева от его жены. Она говорила: «Если ты любишь мужчину и хочешь его счастья — отпусти его». Начав отношения, время показывало, что она не может без него, но есть границы, через которые нельзя переступать, как бы глубоко ни была любовь. Она никогда себя не ощущала собственницей и уважала как свою, так и чужую независимость. Ей было важнее любить, чем обладать. Когда она осознала, что Збруев не готов бросить свою семью, она с ним рассталась, и, как потом оказалось, не сожалела об этом.
Елена Шанина и Александр Збруев с дочерью Татьяной
После завершения отношений с Збруевым, Елена больше так и не вышла замуж, не в силах предать чувства, которые не угасли. В настоящее время она считает своё положение не одиночеством, а абсолютной свободой, позволяющей ей жить без учета мнения окружающих. А к Збруеву она не испытывает обид, так как именно он подарил ей глубочайшие чувства в жизни.
Народная артистка России Елена Шанина
Читать далее →