В шестидесятые годы Анатолий Равикович работал в театре имени Ленсовета, а с 1988 года продолжил свою карьеру в Санкт-Петербургском театре комедии имени Н. П. Акимова. В этом театре он исполнил роль Аметистова в спектакле «Зойкина квартира», сыграл Кюрма в «Биографии», воплотил образ Тартарена в пьесе «Тартарен из Тараскона» А. Доде, предстал перед зрителями как Ромул Августул в «Ромуле великом», а также сыграл Сарафанова в «Свидании в предместье».
Анатолий Равикович – актёр, который следовал столетнему примеру нелюбимого героя Хоботова
За свою карьеру, охватывающую полвека, Равикович театральные подмостки делил с такими знаменитыми артистами, как Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих. Его актерский путь начинался с перевоплощений в персонажей как Карлсон, так и преданного оруженосца великого идальго. Однако наиболее зрителям запомнилась его роль неуклюжего Хоботова из культового фильма «Покровские ворота». Эта роль одновременно вызывала у Анатолия смешанные чувства: и забаву, и злость.
Негероический герой
Красавец студент Анатолий Равикович
Анатолий родился в дружной семье двух активных комсомольцев. Его мать была настолько предана идеалам партии, что в свое время приняла участие в раскулачивании собственного отца. В шестилетнем возрасте семья Равиковичев была эвакуирована в маленький город на берегу Волги, где маленький Толик впервые столкнулся с проявлениями антисемитизма: местные мальчишки дразнили его, называя жидом, и не принимали в свою компанию. Когда семья вернулась в Ленинград, Толик поступил в пятый класс и вновь столкнулся с одиночеством.
Равикович в начале творческого пути
В школе над Анатолием насмехались, а учителя выражали к нему неприязнь. Он воспринимал учебное заведение как тюрьму с жесткими правилами. Единственной отдушиной становился драматический кружок, где он находил возможность общаться с симпатичными девочками, которые хотя и держались от него на расстоянии, но не обижали его.
Когда настало время поступать в высшее учебное заведение, так называемый «пятый пункт» биографии Равиковича оказался на его стороне. Несмотря на то, что он не планировал становиться актером, театральный вуз оставался единственным местом, где не существовало ограничений на прием людей еврейской национальности. Отец Анатолия был категорически против выбора сына, считая актерскую профессию несерьезной и не соответствующей мужскому занятию. Тем не менее, Анатолий поступил в театральный институт имени Островского в Ленинграде.
Когда происходит действие «Покровских ворот»?
Основой для «Покровских ворот» стала пьеса драматурга Леонида Зорина, написанная в 1974 году. Эта работа имеет автобиографические элементы — Зорин описал своих соседей по коммуналке, где жил после переезда в Москву в 1948 году. Однако он фактически жил в съемной комнате на Петровском бульваре, а в пьесе перенес действие в атмосферу близкую к третьей части Бульварного кольца — это, хоть и не так далеко по меркам Москвы, заметно. В дополнение, Зорин сместил и временные рамки, показывая не конец сороковых, а вторую половину пятидесятых, приближающуюся к хрущевской оттепели, а не поздний сталинский СССР. Таким образом Михаил Козаков, реализуя свою версию спектакля, поставил пьесу в московском театре на Малой Бронной. Постановка имела значительный успех и шла несколько лет. В начале восьмидесятых Козаков, покинув театр и забрав спектакль с собой, решил использовать этот привычный материал в своем дебюте в качестве кинорежиссера, в результате чего получилась идеалистическая картинка московских коммуналок 50-х и их обитателей.
В драматургии пьесы лишь возраст одного персонажа обозначен точно: в авторской ремарке упоминается, что Аркадий Велюров — артист Мосэстрады — является высоким, полным мужчиной около сорока пяти лет. В фильме эту роль сыграл Леонид Броневой, который на момент съемок (лето 1982 года) был уже 53 года, но, тем не менее, сложно представить другого исполнителя роли Велюрова. Интересно, что в спектакле театра на Малой Бронной Велюрова около восьми лет с успехом играл Григорий Лямпе, однако Козаков не пригласил его для снятия в фильме.
Возраст ещё одного персонажа — Льва Евгеньевича Хоботова — также упоминается в фильме, когда он в беседе с Людочкой говорит о том, что ему уже 43 года. Исходя из фактов биографии Зорина, Хоботов мог родиться примерно в 1905 году и пережил множество событий, но на войне не служил; согласно тексту пьесы, он оказывается на десять лет младше. Роль Хоботова в фильме исполнил Анатолий Равикович, который на момент съемок был чуть старше своего персонажа, ему было 46 лет. Примечательно, что среди других кандидатов на эту роль рассматривался Андрей Миронов, и если бы Козаков выбрал его, зрители могли бы увидеть совершенно иного Хоботова.
Герои «Покровских ворот» вне возраста
Возраст других персонажей в «Покровских воротах» можно определить лишь косвенно. Например, главный герой, приехавший в Москву аспирант-историк Костик Ромин — это, по сути, альтер-эго автора пьесы. Зорин стал москвичом в 24 года, и именно драматург утвердил на эту роль совершенно юного, 22-летнего Олега Меньшикова, который только что закончил Щепкинское училище и имел лишь несколько эпизодических ролей в кино.
С возрастом властной и ревнивой переводчицы Маргариты Павловны также не всё однозначно: вероятно, она чуть младше Хоботова, но конкретный возраст не обозначен. Актриса Инна Ульянова, сыгравшая эту роль, была на момент съемок значительно младше Равиковича — ей исполнилось 38 лет.
Что касается нового мужа Маргариты Павловны, гравера и учителя граверов Саввы Игнатьевича Ефимова, то он воевал на фронте Великой Отечественной войны и имеет несколько медалей, которые можно увидеть на экране, когда Савва готовится к свадьбе. В сети успешно проанализированы награды Саввы, и их можно использовать, чтобы проследить его боевой путь от Сталинграда (медаль «За оборону Сталинграда») до Варшавы и Берлина (медали «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина»), а после войны он также смог получить медаль «За победу над Германией».
В пьесе и фильме Савва выглядит каким-то ровесником Маргариты, и кажется даже молодоже своего соперника. Его образ воплотил Виктор Борцов, который также родился в 1934 году вместе с Ульяновой.
Определить возраст других значительных героев в «Покровских воротах» проще, опираясь на информацию об исполнивших их актеров. Например, тетю Костика, Алису Витальевну, сыграла известная 71-летняя актриса Софья Пилявская, работавшая в МХАТе. Следует отметить, что она стала одной из последних, кто получил звание народной артистки СССР, когда это звание было вручено в декабре 1991 года, параллельно с Олегом Янковским.
Новая любовь Хоботова, медсестра Людочка, была изображена Еленой Кореневой, имеющей за плечами опыт работы в театре «Современник» и театре на Малой Бронной, а также ставшей известной благодаря своим ролям в таких фильмах, как «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Ярославна, королева Франции», «Экипаж» и «Тот самый Мюнхгаузен». На момент съемок «Покровских ворот» Кореневой было 29 лет, и разница в возрасте между ней и 43-летним Хоботовым, хотя и заметная, не слишком велика. Следует упомянуть, что именно участие Кореневой стало причиной переноса премьеры фильма Козакова на 1983 год: она вышла замуж за иностранца и уехала в США, что в те годы воспринималось почти как предательство. Тем не менее, фильм всё же вышел в прокат, и быстро стал культовым, известным своими запоминающимися фразами, такими как «Высокие, высокие отношения!».
Вопрос о двух мужьях и одной жене
Персонаж куплетиста-эстрадника Аркадия Варламовича Велюрова, которого сыграл Леонид Броневой, был основан на реальном мастере эстрады, еврея Илье Набатове. В картине используется его сатирическое произведение: «Вся Америка в страшном смятенье: Эйзенхауэр болен войной, но в публичных своих выступлениях говорит, что за мир он стеной!». Следует отметить, что до создания фильма, режиссер М. Козаков успешно ставил спектакль «Покровские ворота» в театре на Малой Бронной, где роль Велюрова исполнял другой популярный еврейский артист — Григорий Лямпе. Однако, в телеадаптации Козаков предпочел Леонида Броневого.
Анатолий Равикович сыграл Льва Евгеньевича Хоботова — редактора поэтических переводов с романских языков, человека, который многим кажется странным и не вписывающимся в жизнь. Прототипом персонажа Хоботова был еврейский литературный критик и автор работ по французской литературе Борис Аронович Песис.
Бывшая жена Хоботова и переводчица Маргарита Павловна (Инна Ульянова) живет под одной крышей с мужем как бывшим, так и новым — Саввой Игнатьевичем (Виктор Борцов). При обсуждении концепции «двух мужей и одной жены» возникли сложности с выбором актеров. В своей книге «Рисунки на песке» режиссер Михаил Козаков пишет: «У меня на всякий случай были два состава: один — звездный: Хоботов – мой друг, гениальный Андрюша Миронов, Маргарита Павловна – прославленная русская красавица Наталья Гундарева, и знаменитый театральный актер Евгений Лазарев на роль Саввы Игнатьевича. Я же хотел использовать более скромный состав (Ульянова – Равикович – Борцов). Когда я показал пробы обоих составов, на худсовете все единогласно требовали звездный вариант, особенно настораживала роль Равиковича. Но окончательное решение должен был принять директор «Мосфильма» Сизов, и он сказал: «Хороши оба состава. Какой снимать – решать режиссеру». После завершения съемок Инна Ульянова преподнесла Козакову медаль «За спасение утопающих актеров», потому что ее в кино практически не снимали.
Наиболее сложной задачей было найти подходящего актера для роли главного героя — молодого аспиранта-историка Костика Ромина. Козаков вспоминал: «Мы перепробовали девятнадцать кандидатов – и все оказались не теми. Наконец, мы нашли — Олега Меньшикова, тогда — студента театрального Щукинского училища. Парень с очаровательной улыбкой, невысокого роста, в туфлях на каблуках и с часами, на циферблате которых был изображен красный Кремль. Зато у него были умные глаза и заразительный смех, а над верхней губой все еще сверкали перещипанные пушком волосы…»
Герой Меньшикова воспринимается как свободный шестидесятник. Однако, в 1990 году кинокритик Валентина Иванова предложила любопытное прочтение образа: «Есть в этом Костике, таком, каким его играет Меньшиков, некая настораживающая прагматичность. Это еще далеко не то время, когда такие милые и обаятельные Костики займут все ведущие позиции, но этот уже сегодня не затеряется. Эта черта обозначена лишь легким штрихом, но она уже заметна…»
В фильме Костик говорит: «Молодость — это мгновение. Не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я стану. Каким умеренным стану я».
Безусловно, Меньшиков изменился. Это еще один штрих, на который следует обратить внимание при пересматривании фильма. Печальный факт: недавно Театр имени Ермоловой, где Олег Меньшиков является художественным руководителем, заключил сделку о креативном сотрудничестве с… Следственным комитетом России. В театре рассчитывают, что это объединение сулит интересные творческие инициативы. Можно лишь подумать о соответствии кинообразов и реальной биографии актеров — вопрос о разочарованиях, особенно сейчас, когда мы наблюдаем множество актеров, игравших положительных героев, ставших соратниками фашистской политики.»,
Деспот или никогда не подавлял?
Воспоминания актеров о съемочном процессе и режиссере часто имеют противоположные мнения. Например, Анатолий Равикович ожидал получить удовольствие от процесса: замечательные партнеры, привлекательный сценарий, талантливый режиссер, но вместо этого столкнулся с мучениями. Михаил Михайлович Козаков стал для него настоящим тираническим деспотом. Рафинированный интеллигент, диссидент, знаток литературы и поэзии, вместе с тем, ему не хватало лишь плети, чтобы полностью отразить свой натиск. Утром он выходил из машины мрачным и бледным, окидывая своим тоскливым взглядом всю съемочную площадку, после чего начинался дикий крик. Это касалось всех — и тех, кто был прав, и тех, кто был виновен. Козаков с железной волей отдавал команды, что вызывало жесткую реакцию на любое отклонение от сценария.
Уже будучи за сорок, Равикович привык к сотрудничеству в театре, где созданию его роли уделялось много времени: «Важнее, чтобы роль была хороша, а не важно, кто её придумал». Однако, в этом случае, казалось, всё шло не так. Режиссер настойчиво пытался сделать его персонажа неуклюжим интеллигентом, который попадает в анекдоты — «всё у него падает, он ничего не может». По мнению Анатолия, именно такое толкование неприемлемо — такие персонажи не существуют, и ладить с ними невозможно.
На премьере в Московском доме кино Равиковича по каким-то причинам не было. Позже, в ночь после премьеры, он получил телефонный звонок: «Толя, это Рязанов. Я только что посмотрел ‘Покровские ворота’. Это великолепно! Я почти плакал — сколько ностальгии! Ты играешь замечательно! Поздравляю!» Анатолий, несколько сомневаясь, позвонил Рязанову обратно, чтобы убедиться, что это не розыгрыш. Когда ему удалось отыскать номер Рязанову, тот долго смеётся в трубку.
Как только фильм вышел в прокат, Равикович стал объектом восторженных отзывов на улице, переулках и в театре, где многие игнорировали его — что, по мнению актера, было лучшим знаком успеха. Отметив, что его муки и переживания на съемках не идут ни в какое сравнение с популярностью данного фильма у зрителей, он снял шляпу перед Михаилом Козаковым, признавая, что все его страдания и раны ego совершенно ничтожны по сравнению с успехом, который фильм обрёл.
Елена Коренева, сыгравшая медсестру Людочку, считает, что съемки «Покровских ворот» проходили в атмосфере лёгкости. Несмотря на строгость Михаила Михайловича в работе с текстом и попытках добиться идеальной интонации, его стиль работы никогда не был подавляющим, и он никогда не срывался на актеров. Режиссер всегда был открыт к обсуждению новых решений, подряд давал советы и сиял в процессе креативности. Например, во время работы над сценой катка все смеялись, ведь ни Коренева, ни актриса Валя Воилкова не умели кататься на коньках, в то время как Равикович, напротив, считался очень умелым катальщиком, что значительно повышало уровень сложности в их взаимодействии.
Олег Меньшиков также оставил позитивные воспоминания о Козакове: «Я знаю, что Михаил Михайлович (я звал его Мих-Мих) относился ко мне просто прекрасно. Он ввел меня в мир, который не доступен многим даже спустя годы. Он подарил мне любовь к литературе, за что буду ему благодарен. Особенно памятно, как он читал ‘Реквием’ Ахматовой: запомнил его чтение и всё, что к нему прилагалось. В это время все запрещенные книги, вся вольнодумная и талантливая литература проходила через него… Должен отметить, что знакомство с Леонидом Сергеевичем Броневым оставило незабываемые впечатления — он был такой сложный человек, о встречах с которым все старались избегать. Когда же он пригласил меня к себе домой на ужин, я был приятно шокирован, ведь это позволило увидеть его другим, настоящим человеком с его прежними историями о жизни и карьере.»
Инна Ульянова: спасение утопающей
«Хоботов! Это мелко!» – восклицает Маргарита Павловна Хоботова, одна из наиболее активных и энергичных домохозяек коммуналки на Петровском проезде. Это неуемная женщина, взявшая на себя порой странную и диковинную задачу спасения своего бывшего мужа и играющая в необычную игру тройственного союза, вызывает суеверный ужас у зрителей «Покровских ворот». «Женщина сказочного ума! Занимается Южной Америкой!» — так её описывает второй муж, Савва Игнатьевич. Маргарита Павловна готова задушить любовью обоих своих мужчин и посвятить себя их защитите от жестокой реальности.
Для Инны Ульяновой, исполнительницы роли Маргариты Павловны, эта роль стала звездной. Благодаря ей актриса приобрела широкую популярность и привлекла внимание сценаристов. Ранее она получала небольшие роли, как, например, в «Семнадцати мгновениях весны», где играла подвыпившую даму с лисой. После съёмок в фильме «Покровские ворота» Инна вручила Михаилу Козакову медаль «За спасение утопающих актёров», полагая, что до знакомства с ним была на грани забвения.
После премьеры фильма Ульянова продолжала сниматься в характерных ролях в кино и сериалах. В 90-е годы её запомнили по рекламным репликам, среди которых знаменитая: «Да, милочка, из-за такой ванны и на квартиру не клюнут!». На телевидении она вела программы «Дело хозяйское» и «На здоровье!». Инна была дважды замужем за Борисом Голдаевым, но после этого больше не выходила замуж. У неё не было детей. 9 июня 2005 года соседи актрисы вызвали скорую помощь после того, как заметили, что она неделю не выходила из квартиры. Причиной смерти стал цирроз печени. Инна Ульянова была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Виктор Борцов: обаятельный тюфяк
Изначально предполагалось, что роль немногословного и симпатичного тюфяка Саввы Игнатьевича, мужа Маргариты Павловны, исполнит Никита Михалков, но тот нашел сценарий неинтересным и отказался. Поэтому режиссер Козаков решил пригласить на роли менее известных артистов. Одним из таких стал Виктор Борцов. Он был немногословен и всегда успевал шутить: «Щас я вам покажу, где здесь хунд беграбен», что в переводе означает «собака зарыта!» «Сниматься в принципе было легко,» — говорил он в интервью. — «Ведь я сам вырос во дворе, так сказать, коммунальном. Поэтому прекрасно знал, как должен выглядеть мой герой, как он должен ходить и даже какие усы носить.»
После выхода «Покровских ворот» Борцов сыграл множество ролей в хорошем кино, правда, не главных. В его активе роли в фильмах «Вокзал для двоих», «Гардемарины, вперед!», «Марше Турецкого» и еще около 30 разноплановых ролей. Весь свой трудовой путь Виктор посвятил Малому театру, работая там с 1957 года, участвуя во всех классических театральных репертуарах. Он ушел из жизни в возрасте 74 лет.
Личная жизнь
Анатолий Равикович дважды был женат. Первой его избранницей стала актриса Елена Доброседова, с которой он работал на Дальнем Востоке. Вскоре Елена выбрала новую профессию и стала театральным критиком. У супругов родилась дочь по имени Маша. Когда Анатолию исполнилось 42 года, а его дочери всего 11, он влюбился в юную актрису Ирину Мазуркевич, которая только что пришла в их театр. Эту девушку невозможно было не заметить: она первая поражала окружающих своей сияющей красотой и несомненным талантом.
Хотя Анатолий и Ирина в тот момент оба были в отношениях, они решили оставить своих супругов (актриса состояла в гражданском браке) и заключили брак. Свадьба была скромной и прошла в кругу близких, включая Алису Фрейндлих. Анатолий оставил свою квартиру бывшей жене и переехал жить к Ирине, у которой была комната в коммунальной квартире. При этом он активно помогал дочери по воспитанию. Вскоре в новой семье у пары родилась дочь Елизавета. Равикович чувствовал себя счастливым в браке с Ириной; их отношения были полны теплоты, истинной духовной близости и понимания.
Избранная фильмография
- 1966 На диком бреге
- 1975 Воздухоплаватель
- 1982 Покровские ворота
- 1983 Магистраль
- 1986 Прекрасная Елена
- 1989 Загадка Эндхауза
- 1990 Фанат 2
- 1991 Блуждающие звёзды
- 1994 Выкуп
- 1997 История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу
- 2003 Тартарен из Тараскона
- 2003 Чёрная метка
- 2006 Первый Скорый
- 2008 Две судьбы. Новая жизнь
- 2011 Не бойся, я с тобой! 1919
Ссылки
Наша цель — предоставлять актуальную и точную информацию. Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.