Однако трагедия в школе Колумбайн служит важным и мрачным напоминанием о том, что кризисы в образовательной системе могут иметь катастрофические последствия. Это создает настоятельную необходимость более внимательно относиться к сигналам тревоги, предотвращать жестокость и насилие, а также осознавать жизненную важность поддержки и защиты психического здоровья студентов.
Живых там нет. Как дети и родители переживали трагедию в Колумбайне
В американской школьной системе, произошедшая в Колумбайне, штат Колорадо, ужасная трагедия 20 лет назад унесла жизни 13 человек, а еще 37 получили ранения. Это событие стало результатом действий двух старшеклассников — Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые после массового расстрела покончили с собой. Издательство Правмир представляет отрывок из книги Дейва Каллена «Колумбайн», посвященной первому дню после стрельбы в школе. Эта книга была опубликована этой весной в издательстве Like Book.
Пустота
Существует одна фотография, которая стала символом трагедии в Колумбайне. На ней изображена одноклассница, блондинка, которая крепко прижала ладони к вискам. Она широко открыла рот, и, похоже, кричит, при этом глаза её были зажмурены. В Клемент-Парке во вторник было сделано множество снимков детей, и эта фотография стала, пожалуй, одной из самых значимых.
В тот день было сделано множество фотографий, отражающих состояние взрослых и детей по отдельности или в группах. На многих из них люди держались за товарищей, за руки, головы или колени, и эти жесты подчеркивали эмоциональную поддержку, которой они нуждались в этот момент. На следующий день после трагедии, ещё до появления газет с репортажами из Колумбайна, многие из детей — свидетелей произошедшего — изменились. Они пришли в Клемент-Парк с пустыми лицами и безразличным взглядом.
В тот день несколько родителей плакали от горя, однако глаза детей оставались неумолимо сухими. Казалось, у большой толпы обычно энергичных подростков словно по волшебству исчезла вся жизненная энергия. Иногда одна из девочек всхлипывала, и тут же мальчик бросался к ней, чтобы обнять и утешить. Мальчишки буквально соревновались в том, кто быстрее и лучше обнимет девочек, иногда это настроение доходило до легкой драки. Дети очень остро ощущали отсутствие какой-либо эмоциональной реакции на произошедшее. Они не понимали, почему это случилось, и открыто обсуждали свои чувства. Многие из них говорили, что чувствовали, будто наблюдали за событиями, как за фильмом.
При этом тела жертв трагедии все еще не были вынесены из здания школы. Никто официально не сообщил имена погибших, и ни у кого не было возможности, кроме полиции, приблизиться к школе. На самом деле, школы не было видно из Клемент-Парка из-за ограждений, которые их окружали.
Ученики уже знали, кто погиб. Все убийства произошли на глазах у свидетелей, и сарафанное радио быстро передало их имена. Однако не вся информация, которую передавали, оказывалась правдивой, поэтому оставалось много неясностей. Практически каждый ученик имел несколько знакомых, о которых он или она не знали ничего. «Как мы можем плакать, не зная, кого оплакивать?» — задала вопрос одна девочка. Несмотря на это, она добавила, что прорыдала почти всю ночь. Слезы закончились лишь к утру.
Бойня в школе Колумбайн
Наиболее известным подобным преступлением, совершенным подростками в новейшей истории, стало массовое убийство в школе Колумбайн в 1999 году, которое стало нарицательным и даже примером для подражания. Эта история настолько известна, что нет необходимости пересказывать её во всех подробностях. О ней можно прочитать даже на русском языке в ряде статей, включая Википедию. Тем не менее, в общих чертах стоит напомнить о ней. Бойня, устроенная Эриком Харрисом и Дilanом Клиболдом, вошла в историю как одна из крупнейших по числу жертв в учебных заведениях.
Оба подростка были отличниками и воспитывались в благополучных семьях. Их знакомые описывали их как застенчивых или тихих одиночек, углубленных в своих интересах. Оба увлекались компьютерами и намеревались поступать в университет. Однако их социализация в старшей школе сложилась неудачно. Их регулярно дразнили одноклассники, но и они сами тоже искали жертв послабее. 30 января 1998 года их арестовали за кражу имущества из грузовика. На судебном разбирательстве юноши признали себя виновными и были направлены на специальные курсы и к психологам. Все их покаянные письма владельцу грузовика были лишь формальными, а признание вины оказалось ложным. Тем не менее, это помогло им избежать продолжительного учета.
Харрис и Клиболд в образе мафиози записывают любительскую короткометражку.
Выданная тогда полицией характеристика Харрису говорила о том, что он был очень умным человеком, который, скорее всего, добьется успехов в жизни, в то время как про Клиболда утверждалось, что он — интеллектуал, который должен понять, что тяжелый труд — это часть плана по осуществлению мечты. Эта характеристика важна, так как она частично раскрывает причины дальнейшей трагедии.
В своих дневниках Харрис и Клиболд написали много о том, как они планируют совершить теракт — они вдохновлялись другими терактами, произошедшими в США. В дневниках Клиболд признался, что они стремились оставить о себе память после своей акции. Поскольку они были несовершеннолетними, оружие — два дробовика и пистолет-пулемёт Tec-9 — им купили старшие знакомые. Бомбы они изготовили собственноручно.
Утром 20 апреля 1999 года Харрис и Клиболд прибыли на машинах к своей школе и припарковались на чужих местах, с которых хорошо просматривались вход и столовая. Они были вооружены пистолетами-пулеметами, дробовиками и двумя самодельными бомбами, которые заложили в столовой за несколько минут до звонка. Бомбы должны были взорваться, когда в столовой соберется много людей, однако ни одна из них не сработала, что заставило убийц действовать своими руками.
Харрис и Клиболд в школе.
Между 11:18 и 11:19 Эрик закричал: «Давай! Начинай!», с этими словами парни достали оружие и стали стрелять по всем, кого видели. Некоторые подумали, что это какой-то розыгрыш и поначалу даже не пытались убежи, в то время как Эрик и Дилан могли расстреливать их практически в упор. Тем не менее, они также оказались не без промахов, и многим удалось спастись. Один из раненных учеников, проходя мимо, услышал, как тот стонал: «Помогите мне…» на что Дилан спокойно ответил: «Ага, сейчас помогу…» и выстрелил ему в лицо.
Они проходили по коридору к столовой, расстреливая всех, кто попадался им на пути. В столовой они хотели выяснить, почему не сработали бомбы (это стало известно благодаря камерам наблюдения). Харрис начал стрелять по ученикам, сидящим недалеко от входа в столовую, однако почти ни в кого не попал. Поскольку бомбы не сработали, их первоначальный план был сорван. Они бродили по школе и стадиону, расправляясь с учениками и педагогами. Уже в 11:24 к школе прибыла полиция, которая начала стрелять в убийц.
Массовые убийства в школах сегодня
Чо Сын Хи, устроивший массовое убийство в 2007 году.
После трагедии в Колумбайне произошло еще несколько массовых убийств в учебных заведениях США. 16 апреля 2007 года в политехническом институте Блэксберга выпускник Чо Сын Хи убил 32 человека и ранил еще 25, после чего покончил с собой. Сначала он застрелил двух человек в своем общежитии, затем, переодевшись в своей комнате, написал предсмертную записку, захватил рюкзак с оружием и отправился в учебный корпус. Менее чем за 20 минут он убил более 20 человек, после чего покончил с собой.
14 февраля 2008 года в Университете Северного Иллинойса бывший студент этого вуза, Стив Казмерчак, открыл огонь по студентам и преподавателям, убив пятерых. После приезда полиции он покончил с собой. В штате Коннектикут 14 декабря 2012 года 20-летний Адам Питер Лэнза сначала застрелил свою мать дома, а затем приехал в школу Сэнди-Хук, где расстрелял 26 учеников и педагогов, после чего застрелился.
14 февраля 2018 года во Флориде бывший ученик Николас Круз открыл стрельбу в средней школе Marjory Stoneman Douglas, убив 17 человек и ранив 15. Он и ранее угрожал своим одноклассникам, за что и был исключен из школы. Но никто не ожидал, что 19-летний молодой человек способен устроить подобную кровавую бойню. Придя в родную школу, он включил пожарную сигнализацию, а когда ученики и педагоги начали сбегаться к выходу, он открыл огонь.
Машины скорой помощи возле школы Marjory Stoneman Douglas в 2018 году.
Большинство тех, кто устраивает стрельбу в школах, — это белые подростки, не из самых бедных семей, со средним возрастом около 15 лет (59% стрелков — старшеклассники). Часто они чувствуют себя маргинализированными, подвергаются травле со стороны одноклассников и воспринимают свои атаки как способ свести счеты с жизнью. Излишне упоминать, что такие стрелки, как правило, являются учениками той самой школы, а не приходят извне.
Психолог из университета Брукингса Робин Ковальски отмечает: «У людей, устроивших стрельбу в школе Сэнди-Хук и Колумбайн, был диагностирован целый ряд психологических расстройств. Хотя это и общее местор для многих стрелков, каждый из них движим своими факторами, и их образ мыслей и истории болезни отличаются. Поэтому установить точные мотивы бывает непросто.
Проблема в том, что большинство таких стрелков уже не смогут рассказать о своих мотивах, и мы можем лишь строить предположения. Однако Николас Круз, в отличие от многих других убийц, был задержан и тщательно допрошен. В 2022 году появилось видео, на котором он отвечает на вопросы психиатра.
Николас Круз, задержанный полицией 14 февраля 2018 года.
Круз рассказал доктору Скотту, что начал задумываться о массовых убийствах в возрасте 13 или 14 лет. Эти мысли приходили и уходили – они всплывали у него в голове и исчезали в следующий момент. Но уже тогда он начал изучать истории массовых убийств, учитывая, как можно наиболее эффективно их осуществить. Своё преступление он планировал за месяц до того зловещего дня.
Доктор Скотт поставил ему диагноз – социопатическое расстройство личности. Это такое расстройство, при котором человек не испытывает никакого сочувствия или эмпатии к другим. Также врач отметил, что Круз преувеличивал свои симптомы, чтобы ввести врачей в заблуждение или просто чтобы создать как можно больше скандальных заявлений и заполучить немного славы.
Трагические события, о которых так мало кто понимает
События, произошедшие в школе Колумбайн, остаются одними из самых трагических и шокирующих в истории современного образования. Несмотря на то, что прошло множество лет с тех пор, как два подростка, Эрик Харрис и Дилан Клеболд, открыли огонь по своим одноклассникам и учителям, многие продолжают задаваться вопросом, что могло привести к такому ужасному акту насилия.
Школьные стрельбы в США обычно вызывают колоссальный шок и горечь, однако случай в Колумбайн стал отправной точкой для множества последующих подобных преступлений. Несмотря на все усилия правительства и общественных организаций, направленных на предотвращение подобных трагедий, они продолжают происходить. История Колумбайн остается постоянным напоминанием о том, насколько сложно разобраться в мотивах и понять болезненные эмоции, которые могут привести к подобному кровопролитию.
Детали события | Основной вопрос |
---|---|
Расстрел учеников и учителей | Почему эти два подростка решили совершить это? |
Длительная планировка и подготовка | Что мотивировало их готовиться к этому акту насилия в течение длительного времени? |
Особенности личностей стрелков | Что в поведении и психологии Харриса и Клеболда указывало на их склонность к насилию? |
Влияние интернета и массовой культуры | Как среда, в которой они выросли, оказала влияние на возникновение этой трагедии? |
Этот ужасный случай поднял множество вопросов об обществе, подростковой психологии, влиянии СМИ и многих других аспектах. Несмотря на проведенные исследования, многие моменты остаются неясными. Нам всем следует продолжать изучать такие трагедии и стремиться понять причины, чтобы предотвратить их повторение в будущем.
Обстоятельства, предшествующие кровавому инциденту
Жизнь Эрика Харриса и Дилана Клеболда до Колумбайнской трагедии
Эрик Харрис и Дилан Клеболд были двумя старшеклассниками, объединившимися общей ненавистью к окружающему миру. Они сталкивались с проблемами и несчастьями в личной жизни, которые стали свидетельством их психических расстройств.
У Дилана Клеболда была низкая самооценка, усиленная депрессией и чувством изоляции. Он также испытывал трудности, связанные с меланхолией. Эрик Харрис, напротив, проявлял признаки агрессии и обладал глубокой недоверием к окружающему миру.
Харрис и Клеболд разработали детальный план атаки, в который входили привычки действующих стрелков. У них проявлялось желание причинить вред школе и всему окружающему миру.
Идеологический фундамент
По сути, Харрис и Клеболд представляли собой не просто два отдельных психически нестабильных человека, но и двух членов своеобразного «культа». Они оставили после себя записи, в которых отразился их путь от общих призывов к насилию, выраженным в их журналах и видеозаписях.
Исследования показали, что Харрис и Клеболд сильно зависели друг от друга, поддерживая взаимный фанатизм и стремление к насилию.
Пропущенные предупреждения
Стоит отметить, что многие предупредительные сигналы были проигнорированы как школьной администрацией, так и студентами. Знакомые и друзья замечали странное поведение парней и выраженные угрозы, но никто не воспринимал эту информацию всерьез.
Трагедия в школе Колумбайн служит напоминанием о важности внимательного отношения к подобным предупреждениям, которые могут помочь предотвратить ужасные события в будущем.
Я молилась, чтобы он умер
Утро того дня, когда её сын навсегда покинул дом, Сью вспоминает многократно. Она не увидела Дилана, лишь услышала, как он, стоя у входной двери, сказал ей свое прощальное «пока». О трагедии в школе Колумбайн миссис Клиболд узнала от своего мужа.
Он хрипел в трубку, еле дыша: «Включи телевизор, что-то происходит в школе». Вскоре у их дома появилась полиция, супругов вывели на улицу и начали обыск. И в этот момент Сью, кажется, осознала всю ситуацию. «Я начала молиться, чтобы он умер. Я думала, что что-то должно остановить это — что бы там ни происходило.»
Мне потребовались месяцы, чтобы поверить, что мой сын оказался способным убивать людей. Первое время я жила в состоянии абсолютного отрицания, — добавляет она после паузы. Мать отказывалась верить, что все это касается именно её ребенка.
Я говорила себе: да, он был там, но на самом деле никого не убил, он не совершал всего того, в чем его обвиняли.
Принять всю информацию было непросто для Сьюзан. По её словам, она прошла все стадии отрицания, и постепенно начала соглашаться с фактами. «Хорошо, они были там. Ладно, они ранили людей. Да, это было бессмысленно. Да, они планировали это заранее», — так размышляла мать школьного стрелка. Но когда полиция сообщила ей, что у Дилана и Эрика был план взорвать школу и убить всех учеников, она поняла, что просто не сможет пережить этот ужас.
Это были признаки психического заболевания
Анализируя последовательность событий, Сью винила себя в том, что не распознала сигналы, которые подавал её сын. Его действия казались ей просто подростковым бунтом.
«Я не могла представить, что это были предвестники суицида или симптомы психического заболевания. Но для того, чтобы искать причины, сверять последовательность событий, вспоминать и обдумывать, нужно было сначала прийти к этому.»
Первые месяцы после трагедии стали для семьи Клиболд настоящим кошмаром. Пока Сьюзан пыталась осознать произошедшее, ей пришлось много раз выслушивать, что, возможно, и они с мужем — чудовища, раз воспитали такого сына.
Однажды, рассказывает женщина, кассир в магазине, увидев знакомую фамилию на чеке, подписанном Сьюзан Клиболд, спросила её, кем ей приходится убийца из Колумбайн. «Это мой сын», — ответила Сьюзан, и тогда кассир начала громко кричать на весь магазин: «Сатана!», привлекая всеобщее внимание. Сью пришлось спасаться бегством.
Второй удар пришёлся по ней спустя шесть месяцев, когда она решилась, наконец, пойти в полицию, чтобы посмотреть оставленные видео сыном, на которых он с другом Эриком объясняет мотивы своего поступка.
Я была в шоке, потому что человека, которого я увидела на этой записи, я не узнала — это был не Дилан, — рассказывает она. В тот момент я перестала тешить себя иллюзией, что мой сын просто следовал за своим другом.
«Я включала радио и постоянно слышала, как меня обсуждают и осуждают.»
Понятно, что людям хочется верить в простые объяснения, и зачастую винят лишь дурное воспитание.
Это очень удобная позиция, и никто не хочет верить, что такое может случиться с ним, — признаётся женщина.
Наследие убийц из Колумбайн
В 1999 году аналогичные попытки повторить расправу произошли в двух других школах. Вначале — в Канаде, где 14-летний школьник убил 17-летнего, затем — в штате Джорджия, где 15-летний школьник ранил шестерых. Позже были еще несколько случаев в Америке, а также инциденты в Южной Корее и, в конечном счете, случаи и в России.
В каждом из этих случаев школьники либо сами признавались в желании скопировать (и даже превзойти) Колумбайн, либо у них находили соответствующую информацию. Например, 15-летний школьник из Ивантеевки Михаил Пивнеев, совершивший нападение на учителя информатики 5 сентября 2017 года, использовал интернет-псевдоним «Майк Киболд», а на своей странице в социальной сети написал длинный пост о том, как ему жаль, что его не было во время массового убийства в Колумбайне.
Аналогичную информацию нашли и в социальных сетях школьников из Перми — на странице одного из задержанных обнаружены клипы с упоминанием трагедии в Колумбайн.
По мнению социолога Ральфа Ларкина, Клеболд и Харрис стали ролевой моделью для многих психически нестабильных школьников, страдающих от антисоциальных расстройств. В 2009 году Ларкин изучил 12 случаев стрельбы в школах и выяснил, что в 8 из них ученики делали отсылки к бойне в штате Колорадо.
В 2014 году исследование провело ABC News. Они установили, что 17 нападений точно связаны с убийствами в Колумбайн, а ещё 36 — предположительно. По данным CNN на 2015 год, более 40 человек проходят следствие по делам, аналогичным резонансной школьной резне.
Социолог Натали Патон из Парижа даже предложила характерный набор мотивов, который отличает колумбайнцев от других преступников. Как правило, они любят снимать на камеру изучаемые мотивы: подносят к вискам пистолеты и в конце делают прощальные жесты. Также они используют огнестрельное оружие, положительно отзываются о резне в Колумбайн и стараются подчеркнуть свое сходство с Харрисом и Клибодом.
Что же с Пермью, Смольным и Бурятией?
Мы обсудили известнейших школьных стрелков — Клеболда и Харриса — и коснулись того, что они создали вокруг себя посмертный культ с множеством подражателей. Теперь же следует упомянуть и другие причины.
● Школа больше не сакральное место. Помните времена, когда в школе нельзя было ругаться, бегать, устраивать драки и курить? Нынешнему поколению такие времена не известны. Профессия учителя утратила свою престижность, а учёба — воспринимается как просто услуга, сопоставимая с подачей еды в ресторане. Меняется мировоззрение, стирается воспитательная роль педагогов. И дети становятся все более нахальными.
● Травля. Как упоминалось ранее, для категории обиженных детей — тех, кто подвергается травле и унижению в школе, — личности Харриса и Клеболда становятся своего рода образцами для подражания, символами прорыва к мщению, показавшими, что можно взять оружие и установить свои порядки. Травля в школе — это всегда ужасно. И некоторые школьники, испытывающие пассивную агрессию, могут предпочесть этому активные действия.
Возможно, любую из этих трагедий можно было бы предотвратить, если бы окружение преступников было более внимательным. Мы призываем вас: следите за своими детьми, интересуйтесь их жизнью, задавайте вопросы и старайтесь создать в семье доверительные отношения.