В 1952 году Олег Попов заключил брачный союз с Александрой, скрипачкой из циркового оркестра. Этот брак привел к появлению на свет их единственной дочери Ольги. В возрасте 13 лет Ольга объявила отцу о своем намерении выбрать карьеру, подобную его, и состояв из этого, поступила в цирковое училище. После его завершения, она начала гастролировать рядом с отцом в роли артистки, исполняя танцы на проволоке.
Олег Попов
Смотреть все фото
Место рождения: д. Вырубово, Подмосковье
Дата смерти: 2 ноября 2016 года (86 лет)
Причина смерти: сердечный приступ
Где похоронен: Германия, Эглофштайн
Фото: Олег Попов
Жизнь на арене
В 1950 году Олег Попов окончил профессиональное училище, получив специальность эксцентрика на проволоке. В то время он создал свой первый выступление, однако цензура не пропустила его номер, заподозрив наличие «западного» влияния в его выступлении. Олега Константиновича отправили работать в Тбилисский цирк, где он начал выступать как гимнаст на проволоке, но успеха не добился. Не теряя надежды, Попов предложил директору цирка свой ранее отклоненный номер, полагая, что Москва далеко и никто не заметит его «провинциальной шалости». Оказалось, что зрителям этот номер пришелся по душе, и позже Олег с ним стал победителем на одном из городских конкурсов.
Говоря о своём чувстве юмора, Попов неоднократно упоминал, что его этому научил отец, который был знаменитым шутником. Однако любовь к клоунаде началась благодаря знаковой фигуре – Карандашу. В 1951 году Попов стал частью труппы Михаила Румянцева, известного клоуна. Он стал примером для подражания для Олега, благодаря сильной трудоспособности и преданности делу. Румянцев основательно репетировал, и Попов отметил, что перенял от него эту трудолюбивую черту.
Олег Попов столкнулся с различными трудностями в советском цирке, одна из них касалась проблемы алкоголизма, которая в то время охватывала многих артистов. Веселье с публикой часто заканчивалось алкоголем, но Попов сумел остаться трезвым и, по слухам, многие его коллеги задавали ему вопрос: «Ты меня не уважаешь?»
Попов также смог избежать давления со стороны власти. Многие артисты, благодаря своей популярности, были вынуждены быть членами КПСС, но Попов придерживался мнения, что искусство не должно подчиняться политическим течениям. Выступая перед высокопоставленными лицами, он умудрялся оставаться вне политики. Олег рассказывал, что его не раз пытались уговорить присоединиться к партии, но он всегда умело все это избегал.
Солнечный клоун
Сценический образ Попова формировался постепенно. Сначала артист надел рыжий парик и полосатые штаны. В 1953 году, во время съемок циркового фильма «Арена смелых» на студии Мосфильм, он наткнулся на клетчатую кепку и выбрал её как свою визитную карточку на долгие годы. Как он сам шутил в одном из интервью, «у меня уже разлетелось штук тридцать таких кепок!»
Прозвище «Солнечный клоун», которому он обязан журналистам, появилось в 1968 году. Во время гастролей в Лондоне, когда погода была туманной, в одной из газет вышла статья о забавном рыжем клоуне, которая «сияла ярче солнца на манеже». Так новоявленный клоун стал известен в России и за ее пределами, хотя, переехав в Германию, он немного изменил это имя на «Счастливый Ганс».
Цирк
В 1950 году Олег Попов окончил училище и первое время работал под номером «Эксцентрик на свободной проволоке». Сначала его отправили в Тбилисский цирк, затем, с 1951 по 1952 год, он работал в Рижском цирке.
Вернувшись в Москву, Попов устроился в молодежный коллектив цирка на Цветном бульваре, где руководил его кумир Карандаш. Этот цирк часто гастролировал. В 1953 году, когда артист впервые стал ковёрным клоуном (заменяя сломавшего ребро артиста), именно в этот момент его образ «Солнечного клоуна» и сформировался: широкие штаны и клетчатая кепка с отдельно стоящими соломенными волосами (в молодости Олег не носил парик, поскольку у него были реальные такие волосы).
Ассистентом Карандаша тогда работал Юрий Никулин, но после конфликта ассистента кафедры освободилось. Это место занял Олег Попов. Вскоре после этого, когда Карандаш столкнулся с проблемами алкоголизма, он начал работать единолично.
С середины 1950-х годов Попов активно гастролировал с Русским государственным цирком за пределами страны (под наблюдением КГБ). Страны, такие как Брюссель, Монте-Карло, Мюнхен, Франкфурт и Берлин, встречали артиста с полными залами и не отпускали с арены под бурные аплодисменты. О солнечном клоуне писали в европейских газетах, и на родине ему вручали высокие государственные награды.
Русский цирк с успехом гастролировал в Японии и Австралии. Один из поклонников Олега Попова подарил ему его первый автомобиль — Фольксваген Жук.
В 1960 году, когда проходили гастроли в Италии, Попов встретился с Чарли Чаплиным, своим кумиром. Несмотря на языковой барьер, оба артиста смогли прекрасно понять друг друга.
В 1961 году цирк отправился завоевывать американское зрелище и достиг успеха: Попов зарабатывал по 25 долларов в день, что на тот момент было довольно прилично. Билеты на представления в Madison Square Garden в Нью-Йорке раскупались моментально.
Во время Карибского кризиса Кремль направил цирковую труппу в Кубу, где ситуация оказалась довольно тяжелой. Часто артистам приходилось выступать перед военными в условиях лагеря, им не выплачивали суточные, и вне выступлений они были обязаны носить униформу.
Попов особенно запомнил свою поездку в Голландию, где его привлек знаменитый блошиный рынок, на котором он нашел массу интересностей для своего реквизита. В целом, Попов славился своими трепетными отношениями к реквизиту. Он часто делал его собственноручно (не столько ради экономии, сколько для создания особой связи и вложения своей души в предмет). На представлениях артист использовал всего один-два предмета — например, трость, зонт или стул, и этого было вполне достаточно. Все номера Олег всегда ставил сам, сочетая элементы эксцентрики и буффонады.
В 1970-е годы Попов работал в Большом Московском государственном цирке на бульваре Вернадского. Его репризы, такие как «Повар», «Сон на проволоке», «Утопленник», «Свисток» и «Лучик», были хорошо известны зрителям, потому что их часто показывали по телевидению.
С телевидением Попов наладил контакт, начиная с 1972 года, когда стал ведущим детской программы «Будильник». Он также часто снимался в кино, как правило, в небольших эпизодах музыкальных фильмов, где играл самого себя. Его фильмография насчитывает более двадцати работ.
Личная жизнь
Личная жизнь Олега Попова была тесно связана с одной женщиной — его супругой Александрой, которая играла на скрипке в цирковом оркестре. В 1950 году, ставшей его женой, она также стала его постоянной партнершей на манеже. В 1953 году у пары родилась дочь Ольга, которая в возрасте 13 лет решила продолжить традицию семьи и выбрала карьеру танцовщицы на проволоке. Ольга работала вместе с отцом в Великом Русском цирке и позднее переехала в Германию, где живет недалеко от Франкфурта-на-Майне. Замуж выйдя, она оставила карьеру в цирке и посвятила себя воспитанию своих детей — Веры и Евгения, а затем и внука Максимилиана.
В 1989 году у жены Попова диагностировали неизлечимую форму рака, что не позволило ей сопровождать мужа на гастролях. В 1990 году она ушла из жизни. В тот момент его выступления проходили в Гамбурге, и импресарио умолял Попова продолжать гастроли, указывая на то, что все билеты были распроданы заранее, а 120 членов труппы могли лишиться заработка. Олег согласился с тяжелым сердцем и передал дочери деньги, чтобы она могла проводить свою мать в последний путь достойно.
Во второй раз артист создал семью в 1991 году, его новой супругой стала немка Габриэла Леман, молодая женщина, которая была на 32 года младше Попова. Их знакомство проходило довольно романтично: Габриэла услышала о гастролях русского цирка и восхитилась, захотев увидеть лошадей. К сожалению, на момент её прихода в цирк не осталось свободных мест, но ей разрешили увидеть представление, стоя в проходе. Олежа, заметив её, отдал ей свой сценический стул. В перерыве Габи пришла поблагодарить артиста. Они выпили кофе вместе, во время чего ни один не мог понять другого, так как оба не знали языка другого. Тем не менее, они обменялись номерами телефонов. В дальнейших разговорах они уже общались через переводчика. Постепенно, Габриэла, очарованная Поповым, выучила русский язык, научилась жонглировать и исполнять степ, и со временем не только выступила совместно с мужем, но и помогала ему придумать новые оригинальные номера.
Их любимым местом отдыха стал домик с террасой в Баварии, где Олег с удовольствием выращивал различные сорта роз, а вокруг дома играли кролики, собаки, пони и голуби.
Эмиграция
Когда Попов эмигрировал, вокруг это события возникло множество слухов: мол, «спился», «покинул страну ради лучшей жизни», «выживается в нищете». И всё же лишь одно утверждение оказалось верным: Попов переехал в Германию с надеждой обеспечить себе достойную жизнь. На родине это ему было сложно, особенно в 90-е годы, когда все его сбережения обесценились и перестали иметь какую-либо ценность, а перспективы стали достаточно мрачными. Олег Попов был сильно разочарован государством, не оправдавшим его ожидания. Ведь как артист, известный на весь мир, он мог рассчитывать на большее.
Он долго не желал гастролировать на родине, но в 2015 году, несмотря на свои предыдущие решения, все-таки согласился приехать на награждение премией «Легенда цирка». Один год спустя он ушел из жизни, во время гастролей. Организм к тому времени уже слишком истощился, и его смерть была внезапной.
ЛИЧНОЕ
Олег Попов был дважды женат. Первой его супругой была Александра, скрипачка циркового оркестра. После её скоропостижной кончины от рака, артист находился в трауре в течение года. В 90-х годах, во время гастролей в Австрии, он встретил свою новую любовь — немку Габриэлу. Когда они поженились, ей не исполнилось и тридцати лет, а ему было уже шестьдесят.
Чугунная кепка
— В 70-е годы ходили разговоры, будто бы ваша коллекция автомобилей была чуть ли не больше брежневской.
— Смешно, это не так. У меня была старая развалюха — Фольксваген. Потом Москвич, который украли на следующий день. В детстве я собирал марки и однажды даже поменял лыжи на марку. Мама меня сильно ругала! Затем я переключился на бутылки из-под водки. Позже начал собирать меню из ресторанов. Затем – иконы и самовары. Это интересно, ведь в этом процессе появляются новые знакомства. Я нашёл то, что искал, и теперь счастлив. Когда я покидал Россию, взял с собой только цирковой реквизит.
— Вам приходилось встречаться с высокопоставленными лицами государства на праздниках или банкетах?
— Нет. Многие мои коллеги, которые были «на дружеской ноге» с высокопоставленными лицами, имели довольно печальную судьбу. Например, известный дрессировщик Евгений Рогальский дружил с министром внутренних дел Щелоковым и, когда тот оказался в немилости, Рогальского посадили в тюрьму. Кстати, я находился в зале суда во время कोर्ट процессу над Рогальским. В перерыве его попросили пустить меня, Попова, напоследок к нему на скамью. Разрешили. Я посидел, потянулся, и подумал, каково это быть там — непередаваемое ощущение.
— Вы могли бы оказаться за решеткой?
— Совершенно верно! И насчёт меня, и Никулина, среди прочих, тянули за уголовное дело, касающееся Калеватова, директора Госцирка. Калеватов запросил у меня привезти из-за границы диктофон. Затем меня вызывали на улицу Петровка, 38. Следователь спрашивал: «Вы пытались сделать взятку директору Калеватову, чтобы гастролировать за границей?» Это был абсурд!
— История с вашей знаменитой кепкой, насколько мне известно, даже на Западе её называли «Кепка №1» и «Поповка». Это правда?
— А, да, так и было! Во время гастролей в Париже даже устраивали распродажу таких кепок — раскупили! Первая кепка была найдена в 1953 году на Мосфильме. Я там снимался в цирковом фильме «Арена смелых», вот и присмотрел клетчатую кепку в костюмерной. За всю свою жизнь я износил около тридцати кепок; да, они рвутся. Но сейчас у меня новая — металлическая и вечная.
— Она не тяжелая?
— Ну, не чугунная же.
— А кто, на ваш взгляд, является самым великим клоуном?
— На мой взгляд, Карандаш был без преувеличения лучшим; а самый лучший, безоговорочно, Чарли Чаплин. Я никогда не думал, что увижу его лично. Это произошло в Венеции во время гастролей в 1964 году. Мы с друзьями пригласили его на наше представление. Мы не говорили на его языке, а он — на нашем, но втроём нем как-то поговорили полчаса после выступления, умирали от смеха!
— Люди писали вам письма без адреса, просто «Олегу Попову»? Это правда?
— Да, такие письма доходили даже из-за границы: просто «Москва. Олег Попов». И они доходили до адресата. Некоторые письма были поразительными: «Вы спасли мне жизнь!» Однажды девушка шла бросаться под поезд, проходила мимо цирка, кто-то предложил ей билет, и она, посмотрев представление, передумала о своем решении.
Чек на один миллион счастья
— Как вы познакомились с первой женой?
— Александра была очень привлекательной, скрипачкой. Мы встретились в цирке в 1952 году и вскоре поженились. У нас родилась дочь Ольга.
— В вашей жизни были поклонницы?
— Да, странные. Они следовали за мной повсюду. Однажды, проведя месяц гастролей в Симферополе, я заметил некую женщину, которая на протяжении 30 дней в одну и ту же пору и в одном и том же месте ждала меня, не говоря ни слова, просто даря розу. Так и напишите: в личной жизни Олега Попова была счастливая. Я любил и свою первую жену, и вторую. Александра ушла из жизни после болезни, а Габриэла стала для меня настоящим даром.
— Как вы встретились с Габриэлой?
— Это случилось в 1990 году. Она приехала специально из Германии в Австрию на мой концерт. Билетов не было, но она стояла в проходе. Я вызвал её и предложил стул из своей гримёрной. В антракте она пришла за автографом, и я попросил её номер телефона. Когда я позже нашел записку в мусорнике, я обрадовался. С помощью переводчика я выучил несколько фраз на немецком: «Добрый день» и «Как вас увидеть?» Позвонил ей, но так получилось, что наш импресарио нас бросил и денег не заплатил. Габи приехала и забрала меня. Ей было под тридцать, а мне шестьдесят. Через два года мы поженились. Раньше я выступал вместе с дочкой Ольгой (которая стала танцовщицей на проволоке), но она покинула цирк и сейчас живет под Франкфуртом. А я продолжаю выступать с Габи.
— А ваш внук, не пошел по вашим стопам?
— К сожалению, Женя не стал циркачом. Он живет в Москве в моей квартире и имеет свой бизнес. Я уже стал прадедушкой! Хотя у меня теперь есть своя семья и дом, но менять гражданство не собираюсь. У меня был и будет только один российский паспорт. Я не отказываюсь от своей Родины; я же не вор и не убийца, не проводил время в тюрьмах.
— Значит, вы надеетесь вернуться?
— Возможно. Там похоронены мои предки и жена. Надо бы хотя бы на могилы сходить. Меня часто спрашивают, почему я не еду в Москву. А кому там я нужен? Друзья мои почти все разрушены. Я однажды встретил друга детства, и он так сильно постарел, что это удивило меня. Вернувшись домой, я лишь сравнил себя в зеркале: «Неужели я тоже так постарел?» Но, к счастью, нет. Искусство действительно омолаживает.
— Наверняка, во время гастролей у вас были забавные случаи. Можете рассказать?
— Во время гастролей в Каракасе около двадцати лет назад, в мой день рождения, на арену торжественно внесли огромный торт в виде клетчатой кепки. Мой менеджер сказал мне, что сидящий в зале известный телеведущий прислал мне чек. Я посмотрел на чек, и на нём было написано «Один миллион». Причем чек был настоящий. Тут же руководитель гастролей схватила его и сказала: «Это собственность советского государства!» На следующий день она направилась в посольство, и эти адресаты смеялись до слез, когда им принесли чек с надписью: «Один миллион счастья!» На следующий день она пришла вся красная: «Возьми назад!» «Нет», — отвечал я, «всё, что я желаю своей стране, это счастье!» Однажды в Японии мы с другом попытались купить куртки с крупной молнией. Заходим в магазин и показываем при этом продавцу знаками, будто «вжик-вжик» по животу. Пусть окажется, что необходимо молния. Продавец не понимал нас долго, но, наконец, понял, улыбнулся и уехал на мотоцикле. Через полчаса он вернулся с коробкой, смеясь. Мы открыли её от радости, а там оказался нож для харакири.
— Если вы вернетесь в Москву, с какой программой собираетесь выступить?
— С самой лучшей! Хотя мои друзья не смогут прийти на представление. Они уже ушли из жизни. Но, может быть, зрители вспомнят. А какая реприза? Возможно, что-нибудь про Жириновского — он все время участвует в клоунадных выступлениях, так что на моём месте.