Я даю слово, что стану чище и добрее,
И в трудную минуту ни за что не оставлю друга.
Слышу призыв и тороплюсь на зов,
По тропинке, на которой следа не осталось.
Простая песня и творчество непростых людей
В пятой серии кинематографической истории о захватывающих приключениях Алисы Селезневой возникла необходимость написать финальную песню, которая будет играть во время показа титров. Павел Арсенов, режиссёр картины, желал добавить немного лирики и романтики в сочетании с философскими размышлениями: именно такую задачу он поставил перед поэтом Юрием Энтиным.
Юрий Энтин проявлял интерес к культуре разных стран, мифологии и философским концепциям, что сделало его текст песни богатым на странные ассоциации и образы. По его собственным словам, стихотворение создалось быстро, словно на одном дыхании. Текст был передан композитору Евгению Крылатову, который, будучи вдохновлённым духом написанного, сел за рояль и без особых усилий подобрал подходящую музыку. Казалось, что песня возникла из пустоты и мгновенно превратилась в завершённое произведение. Режиссёру только и оставалось что найти талантливого исполнителя, и на эту роль была выбрана Татьяна Дасковская.
В марте 1985 года состоялась премьера фильма, которая привнесла в популярность и самой песни. В том же году её исполнила группа Меридиан.
Тайны и скрытые смыслы песни
Автор текста имел образование историка, что в его произведении дало многим повод увидеть скрытый призыв к эмиграции, а также предсказание распада Советского Союза. В анализе песен могу проявляться голоса, напоминающие о песнях сирен, и обещания, данные в таких текстах, приобретают зловещую окраску: добрый и верный человек вряд ли станет перед другими заявлять о давании клятв, чтобы стать таковым. В общем, сама история порождала множество мифов, с которыми Энтин был хорошо знаком.
Припев оказывается ещё одной темой для глубоких размышлений, как современников, так и последующих поколений. Веры о том, чтобы будущее проявило милость к потомству, в строках звучат нотки страха, в то время как необходимость покинуть свою зону комфорта демонстрирует их неизбежность. Позже эти строки начинают восприниматься ещё более философски, из-за чего их иногда интерпретируют как пророчество.
Так простая детская песенка обрастает легендами: не случайно она находит отклик у разных поколений и вызывает противоречивые чувства не только у детей, но и у взрослых. В общем, истории создания музыкальных произведений могут быть очень увлекательными и познавательными. Читайте наш материал о создании песни «Позови меня с собой».
Мама с дядей Димой очень любили друг друга: как Дмитрий Назаров стал отчимом Марии Порошиной
Мария Порошина гордится тем, что у неё было два отца. В самые трудные этапы взросления рядом с ней находился любимый отчим, который к тому же был известным человеком.
20 отечественных звезд, которые не могут терпеть друг друга
У любого успешного человека в медиапейзаже не только множество поклонников, но и немало ненавистников. Более того, некоторые знаменитости умудряются зарабатывать недовольство множества людей.
Мои шансы победить — 99 из 100: как звезда Магомаева Ирина Антоненко чуть не стала Мисс Вселенной
Сегодня звезда сериалов «Корабль» и «Магомаев» Ирина Антоненко является востребованной актрисой с внушительным списком значимых ролей. Однако, мало кто помнит, что…
Похудела ради любимого на 30 кг: с кем Владимир Епифанцев обрел счастье
Личная жизнь Владимира Епифанцева напоминает фейерверк: браки, разводы, громкие измены и подозрения в полигамии. Тем не менее, на данный момент актер кажется, обрел своё счастье.
11 мировых знаменитостей, которых травили в школе
Дети — существа жестокие, они часто не любят тех, кто чем-то выделяется из серой массы, будь то внешность, интеллект или творческие способности. Так…
15 звезд, превратившихся из дурнушек в красавиц (фото)
На протяжении многих лет внимания на экранах ТВ и на красных ковровых дорожках из “гадких утят” и неприметных барышень эти девушки преобразились в настоящих селебрити.
Рассмешить бога
В начале 1980-х годов Арсенов познакомился с кинорежиссером Ричардом Викторовым, который создал такие советские фантастические хиты, как «Москва — Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974). Именно Викторов рекомендовал Арсенову вернуться к жанру фэнтези или научной фантастики. Он даже предложил обратить внимание на книгу Кира Булычева «Сто лет тому вперед», где прототипом героини из будущего является дочь писателя — Алиса. Главный герой этого произведения, московский школьник Коля Герасимов из 1980-х, попадает в 2082 год и сталкивается со множеством удивительных вещей. В дальнейшем он вместе со своей сверстницей Алисой возвращается в эпоху советского застоя, где девочка из будущего совершает чудеса. Арсенов пошутил, что не нужно ждать 100 лет для того, чтобы стать свидетелем чудес, достаточно просто включить телевизор. Режиссеры посмеялись, но вскоре Павел стал серьезным и решил взяться за съёмки.
В качестве композитора для фильма он выбрал Крылатова, но не только благодаря их предыдущим совместным работам. Арсенова впечатлила песня «Крылатые качели» для фильма «Приключения Электроника». Ему хотелось, чтобы различные фрагменты мелодии можно было подстраивать и использовать в разных аранжировках для поддержания сюжета. В то же время он мечтал о создании монументальной эпической песни, которая бы касалась сердец слушателей. Это своего рода манифест-посвящение будущим поколениям. Как позже отметил сам композитор, это стало призывом, молитвой и мольбой о детях, чтобы они жили лучше, чем мы сами. Слова снова доверили Юрию Энтину, так же, как и для «Приключений Электроника». Он вернулся из зарубежной командировки с томиком Набокова, в котором его внимание привлекла фраза, звучавшая на русском как: «Балуй своих детей, господа! Как с ними поступит судьба, еще неизвестно». Стихи, написанные от лица героев фильма «Гостья из будущего» — подростков, обрели звучание: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко» и «Я клянусь, что стану чище и добрее, и в беде не брошу друга никогда». Вот так прокладались идеалистические взгляды советской среды! Кто мог знать, что ближайшее «прекрасное далёко» для школьников 1980-х станет именно 1990-е годы? Но об этом речь пойдет позже.
Обморок Вертера
О самом фильме и его героях уже сказано настолько много, что стоит ли обсуждать всё это? Можно копнуть только в примечательные факты. Будущая исполнительница роли Алисы Наталья Гусева пришла на пробы, желающая получить автограф Булычева. От волнения она сообщила, что родилась в 1872 году, что и запомнили многие.
Летающие по КосмоЗоо Флипы были изготовлены в Прибалтике, каждый из них стоил 5 тысяч рублей, что по тем временам было сопоставимо с ценой машины Москвич. Неясно, почему стоимость была столь высокой, ведь это были лишь металлические коробки. Летали они на кузовах грузовиков с открытыми бортами, поэтому в кадре во время полетов была видна лишь верхняя часть этих конструкций. Существовали и небольшие модели Флипов, размером с игрушечную машину, которые использовались для комбинированных съемок. Эти модели помогали показывать полет вдали с демонстрацией аппаратов в полном объёме. Для съемок модели часто подвешиваются на стреле автокрана, башня которого могла вращаться вокруг своей оси.
Для костюма робота Вертера (в исполнении Евгения Герасимова) использовалась воздухонепроницаемая ткань. Снять его быстро было крайне затруднительно. В летнем московском ботаническом саду, где происходили съемки КосмоЗоо, стояла невыносимая жара, в связи с которой актёр падал в обморок несколько раз.
Фантастические прыжки Алисы из окон, через заборы, выполненные с помощью подкидной доски, а также бег по крышам дублировала гимнастка Оксана Компаниец.
Личная жизнь
Судьба подарила Татьяне Ивановне слишком мало экранного времени, но щедро одарила счастьем в личной жизни. Певица вышла замуж за Валерия Дасковского, между супругами наблюдалась разница в возрасте в десять лет. Муж тоже имея отношение к искусству, пел на радио, выступал в Софии на фестивале дружбы советской и болгарской молодежи, и был автором музыки для картины «Маяковский смеется».
Дочь Анна пошла по пути своей матери. Она завершила обучение в Гнесинском училище, преподавала вокал и работала в музыкальной редакции ВГТРК. Отсутствие работы и карьерных перспектив у дочери стали одной из причин их переезда в Германию. В Нюрнберге она выступает на сцене местного театра и исполняет романсы под аккомпанемент гитары.
После переезда из России Татьяна продолжала поддерживать связь с композитором Евгением Крылатовым, они обмениваются сообщениями в социальных сетях. Женщина тяжело переживала утрату близкого друга в 2019 году. По её собственным словам, адаптация к жизни в Европе прошла для неё довольно гладко благодаря поддержке русской общины в Германии. Она не скучала по родине, хотя временами испытывала приступы ностальгии.
Татьяна Дасковская сейчас
На 2023 год Татьяна Ивановна живет в Германии и любит проводить время с любимой внучкой Антонией. Исполнительница композиции «Прекрасное далеко» в настоящее время редко выступает с концертами, но продолжает петь на русском и английском языках.
- Будь со мной (фильм Вера, Надежда, Любовь)
- Пообещайте мне любовь (фильм Акванавты)
- Из пункта А до пункта Б (фильм Точка, точка, запятая…)
- Прекрасное далёко (фильм Гостья из будущего)
- Чего только нету, чего только нет… (фильм Лиловый шар)
- Горит рябиновая гроздь… (фильм Моя Анфиса)
- Песня Козы (мультфильм Волк и семеро козлят на новый лад)
- Осенние деньки (фильм Одиноким предоставляется общежитие)
- Улица надежды (фильм Женатый холостяк)
- Песня Белоснежки (фильм Маша и Витя против «Диких гитар»)
- Я могу, если хочешь (фильм Песни над облаками)
- Песня Алели (фильм Кольца Альманзора)
- Откровение (фильм Нам здесь жить)
- Песня Ольги (фильм Жили три холостяка)
- Заколдованный остров (фильм У меня есть лев)
- Жил лев (фильм У меня есть лев)
- Дымок от папиросы (фильм Десять лет без права переписки)
Прекрасное далеко
Продюсеры и режиссёры охотно приглашали Татьяну в свои фильмы. Девушка пела, озвучивала актрис и даже создавала свои собственные музыкальные произведения. Однажды она встретила известного композитора Крылатова, который предложил ей исполнить знаменитую песню «Прекрасное далеко».
Певица-невидимка не вписалась в новые реалии
Девушка меняла одни проекты на другие, её песни звучали повсеместно. Однако, её не приглашали ни на один концерт. Она так и осталась загадочной персонажем, не известной широкой публике. В результате, талантливая исполнительница осталась практически ни с чем. Её стабильная работа в одночасье обернулась нестабильностью, что привело к потере заработка и жизни за чертой бедности.
Именно в этот сложный период Татьяна приняла решительное решение — переехать с семьёй в другую страну. Так, бывшая певица нашла своё новое место в Германии.
Этот переезд помог ей заново обрести славу, признание зрителей и достойное материальное вознаграждение. Татьяна создала свою собственную группу, в которую пригласила лучших музыкантов и вместе с которыми продолжает выступать до сегодняшнего дня.
Видео
Как заметил Крылатов в 2002 году, это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы.
Признание
В сентябре 1985 года песня прозвучала в ежемесячном выпуске «Песни-85». После первого эфира Центральное телевидение получило огромное количество писем с отзывами о трио «Меридиан», которые стали победителями конкурса «Песня-85». Телезрители были услышаны, и эта песня наряду с исполнителями стала лауреатами фестиваля «Песня-85».
Сегодня данная песня имеет множество переводов на разные языки и исполняется не только в странах англоговорящих, но даже в Японии.