Галина Сергеевна Уланова

Любовь может отпустить вас на свободу, но вдохновленный мой голос, подобно крылатому пророку, восхвалит то, что когда-то на земле существовали вы — столь забудчивый, сколь и незабвенный.

Галина Уланова

Галина Сергеевна Уланова является выдающейся советской балериной, поднявшей танцевальное искусство на небывалый уровень. Ею восхищались не только зрители, но и многочисленные её последователи.

В течение многих лет в различных странах педагоги балетных школ, обучая своих учениц, призывали их исполнять па так, как это делала Уланова. Это вовсе не случайность. Галина Сергеевна стала единственной балериной в истории, которой при жизни поставили памятники сразу в двух городах — Санкт-Петербурге и Стокгольме. Более того, крупнейший репетиционный зал Большого театра носит её имя, подчеркивая её значимость в мире классического искусства.

Детство и юность

Судьба, кажется, была предначертана с самого рождения Галины Улановой, ведь она появилась на свет в семье артистов балета Мариинского театра. Впоследствии её отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мать, Мария Федоровна Романова, передавала свой богатый танцевальный опыт в хореографическом училище.

В Петербурге Галина провела своё детство и юность. Интересно, что маловероятно, что кто-либо из зрителей, наблюдающих её выступления, смог бы догадаться, что в юные годы эта элегантная и утонченная женщина была настоящим сорванцом.

Дело в том, что родители ожидали появления сына, и, не настроив на игры с дочерью, отец прививал Гале мужественные увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, занимались копкой червей, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу, соседские девочки приглашали её играть в куклы или лепить куличики, на что она отвечала с гордостью, что предпочитает стрелять из лука и карабкаться на деревья.

Однако беззаботное детство закончилось, когда Галина в девять лет была принята в начальный класс Петроградского хореографического училища, где под руководством своей матери начала изучать искусство балета. В старших классах Галина имела возможность учиться у всевозможной иконы русского балета Агриппины Вагановой, чье имя впоследствии было присвоено этому учебному заведению.

В возрасте 18 лет Галина окончила хореографическое училище, а в 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, она вошла в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре стал именоваться театром имени Сергея Кирова, а позже вернул своё историческое название — Мариинский театр.

Улыбнись, Галя

В молодости Уланова была очень скромной и застенчивой, даже на сцене она старалась не смотреть ни на публика, ни на своего партнера, о каком-либо выражении улыбки не могло идти и речи. Мать девушки и её первая педагога — артистка балета Мария Романова — неоднократно подсказывала дочери, стоя за кулисами: Улыбнись, Галя! Ну, улыбнись же ты! Но Гале было не до улыбок, она танцевала и ждала, когда всё это наконец закончится. Как же удавалось из такой застенчивой девочки вырасти в артистку с мировым именем? Уланова не скрывала своей тактики: «Мне нужно было отключиться от всего, представить, что я нахожусь одна. Я так много внушала себе, так мучительно пыталась переосмыслить это внутреннее духовное состояние, чтобы преодолеть застенчивость и страх — чтобы оказаться там, как будто я сама с собой.»

Галина Уланова в роли Сильфиды из балета Шопениана на выпускном вечере в Ленинградском хореографическом училище, 1928 г.

По приказу Сталина

Галина Уланова была коренной ленинградкой и обожала свой родной город, а также Мариинский театр (в то время известный как Ленинградский театр оперы и балета), на сцене которого она выступала практически 15 лет. Однако в 1944 году её перевели в Большой театр. Поскольку это решение принималось чуть ли не самим Сталиным, протестовать было бессмысленно, и ей пришлось переехать. Это было не первичное событие, когда Галина сталкивалась с изменениями своей судьбы из-за вождя. Однажды, выступая в балете Эсмеральда, Галина Сергеевна оказалась в неприятной ситуации: «В нашем па-де-де Дианы и Актеона есть момент, когда я, как будто, стреляю из охотничьего лука — ну, стрелы в руках, но лук я держу и как бы натягиваю его для выстрела, — и как раз в том направлении, где расположена ложа Сталина. Как можно навести лук в его сторону?,» — делилась этим воспоминанием балетный критик Сания Давлекамова. Чтобы разрулить ситуацию, Улановой пришлось немного ему отвлечь.»

Галина Уланова сделала дебют в роли Джульетты, который оказался для неё одним из самых ярких в её карьере. Однако она приступила к этой работе в 30 лет. В 1956 году спектакль был показан в Лондоне, и хотя на тот момент Галина Сергеевна была уже 46 лет, публика была в полном восторге. Артистка позже вспоминала: «Идет спектакль, мы танцуем, страх, словно безумие, но вот — наступает конец, и тишина. Это значит, провалились. И вдруг, как лавина, облака аплодисментов обрушились на нас! Занавес подняли, весь зал встал — овации.» Кто-то даже отметил, что овация длилась полчаса — не знаю, у меня был шок.» Даже в таком зрелом возрасте Улановой удавалось перевоплощаться на сцене в юную девочку, оставаясь легкой и молодой.

Это интересно:  Как сейчас выглядит первая мисс СССР и как сложилась ее судьба: заграница, суды, личная жизнь

Личная жизнь

В 1940 году на премьере многими ожидаемого спектакля «Ромео и Джульетта» Галина снова проявила себя. Она исполняла роль главной героини, а Ромео был сыгран, конечно, Константином Сергеевым. Долгие репетиции и совместное переживание сюжета вспыхнули между ними искренним чувством. Константин с нежностью относился к своей Джульетте, и всегда называл её на «вы».

Галина Уланова личная жизнь

Однако их отношения не смогли сохраниться, так как балерину перевели в столицу, и дуэт распался.

Коррективы, которые внесла работа в Москве

Послевоенные годы были сложными. Переезд в столицу стал для Галины настоящим испытанием. Она не только должна была забыть о любимом театре, но и расстаться с человеком, который был дорог её сердцу.

В Москве у Улановой не было родственников, поэтому ей приходилось жить в гостиницах. Несмотря на все трудности, Галина наслаждалась вниманием, хорошим отношением коллег и получаемыми наградами. Она понимала, что в Москве с ней хотят создать имидж значимой артистки.

Галина Сергеевна Уланова

Хотя это её настораживало, её больше смущало то, что власть пыталась связать её любовь к балету с политикой. Как-то раз секретарь парткома Большого театра попросил начинающую звезду благодарить руководство государства от имени артистов за поддержку в творческих вопросах. Галина категорически отказалась, напомнив, что занимается балетом, а не политикой.

Детство, юность, семья

Галина родилась 8 января 1910 года (по новому стилю) в семье петербуржцев Сергея Уланова и Марии Романовой. Её родители были солистами Мариинского театра, двигаясь по антрепризе Анны Павловой. Позже Сергей Николаевич стал театральным режиссером, а Мария Федоровна преподавала в хореографическом училище.

С ранних лет Галина воспитывалась во многом как мальчик: отец часто брал её на рыбалку, учил ловить рыбу не только удочкой, но и сетью. Она мечтала стать моряком и даже не думала о балете. Однако в 1918 году, в год, когда в стране бушевал голод, Галина начала учиться хореографии, ведь в училище будущих балерин хотя бы кормили и одевали.

… Я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать? Я была слишком мала, когда меня привели в училище на улице Росси. Затем думать о другом деле уже не приходилось.

На своё первое занятие Уланова пришла в приспособленном платье, которое когда-то носила мама. Именно мама, Мария Федоровна, была её первым балетным педагогом. Позже девочка стала заниматься у Агриппины Вагановой, которая дала ей необходимые знания и навыки. Галина проявила непревзойденное упорство, и её талант был замечен другими педагогами.

В 18 лет, когда она окончила школу, Уланова поступила на службу в Ленинградский театр оперы и балета имени Сергея Кирова (позже ему вернут имя Мариинского). Она сразу стала солисткой, дебютировав в партии Флорины из «Спящей красавицы». О своем дебюте Галина говорила:

Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все так, как меня учили, не было; даже никакого удовольствия от выступления я не испытала.

На первые заработанные деньги молодая балерина купила пирожные в кафе «Норд» — так она отметила свой дебют.

Заслуги Галины Улановой в балете настолько велики, что в честь нее выпустили почтовую марку

В 1929 году ей уже доверили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере» и принцессы Авроры в «Спящей красавице». Не сразу у Галины всё шло гладко, но художественный руководитель балетной труппы Федор Лопухов верил в её талант и давал самые сложные технические партии.

Личная жизнь Галины Улановой

Одним из постоянных партнеров Улановой на сцене Кировского театра был Константин Сергеев, с которым она великолепно танцевала в «Жизели», а затем в «Ромео и Джульетте». Их дуэт поражал выражением гармонии, а те, кто знал пару ближе, утверждали, что между ними было серьезное и глубокое чувство, хотя Сергеев всегда обращался к Улановой на «вы».

Когда началась война, их пути разошлись, но в своих воспоминаниях они всегда отмечали друг о друге тёплыми словами. Сам Константин больше не партнёрствовал с кем-либо другим в спектакле «Ромео и Джульетта».

Это интересно:  КГБ, романы с женщинами постарше и уход в тень c началом СВО: чей шпион Владимир Познер

Так как Галина Сергеевна была человеком, который не любил распространяться о своей личной жизни, она считала такие моменты слишком интимными. Тем не менее различные слухи о её романах, предполагаемых браках и единственном официальном замужестве были весьма распространены.

Говорили, что своего первого мужа, концертмейстера Исаака Меликовского, который был значительно старше её, она вышла замуж в довольно молодом возрасте, когда ей было семнадцать лет. Однако их жизнь вместе оказалась недолгой.

Актер Юрий Завадский впервые встретил Галину на отдыхе в Барвихе в тридцатые годы, приехав в Ленинград, чтобы попросить её руки. Пара прожила вместе довольно долго, хотя и можно было назвать их брак скорее «гостевым»: Юрий жил со своей матерью, а Галина – в своей квартире, и их встречи случались довольно редко.

К слову, Галина однажды сказала о характере своих отношений:

Это не потому, что нам было неинтересно друг с другом; наоборот, две творческие натуры только так, на мой взгляд, и могут существовать. Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть, а мы даже мало общались, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему достаточно было просто моего присутствия. Опять же, это всего лишь эпизоды. Наша жизнь состояла как из его работы, так и из моей. Трудно об этом говорить, это слишком интимное.

Кроме того, у балерины были и другие романы: с актером и режиссером Иваном Берсеневым, который ради неё разорвал отношения с актрисой Софьей Гиацинтовой, и с дирижёром Евгением Дубовским. Последний взимал нехватку алкоголя, что также сыграло свою роль в окончании их романа.

Гармония с Рындиным продлилась недолго из-за его пристрастия к спиртному, но даже после расставания, Уланова сохранила дружеские отношения с бывшими возлюбленными. Например, Вадиму Рындину она подарила все книги по искусству из своей библиотеки, а с Юрием Завадским так и не развелась официально.

И звезда с звездою говорит.

Она выглядела нереальной, словно воздух: с правильными чертами лица, неброской, почти как акварель, внешностью, тоненьким, хрупким силуэтом. Кумир и идеал, а вовсе не секс-символ своего времени. Такую женщину не искал, но терпеливо ждал Завадский? Женщину, которая на пуантах легко пройдёт по его жизни, и для которой он станет одним из

Режиссер впервые встретил Галину Уланову в середине 30-х на отдыхе в московской Барвихе. Но могла ли театральная слава и обожание женщин всё ещё красивого Завадского поразить Галину, как какую-то простушку из партера? Она сама слыла обыкновенной богиней, неуловимой душой балета, и, будучи двадцатипятилетней, уже имела богатый опыт любовных интриг. Ещё в 16 лет, будучи ученицей ленинградского хореографического училища, она на короткое время была замужем за концертмейстером, который, отмечала с иронией, был «мужчиной экономного размера». В театре имени Кирова (в настоящее время Мариинском) Галина влюбилась в своего партнёра Константина Сергеева, и их одухотворённый дуэт «Ромео и Джульетта» приводил в восторг: они действительно танцевали любовь! Позже её «мужем» числился дирижёр того же театра, солидный Евгений Дубовской. Таким образом, ухаживания старшего Завадского приняла с пониманием. Когда он, словно на крыльях любви, прилетел к ней в Ленинград, она согласилась стать его официальной женой.

Хотя семейный опыт Завадского не был велик, он состоял из пяти лет брака с его юной ученицей Верой Марецкой, которая после развода осталась его лучшим другом и матерью их сына. Тем не менее, и перед Галиной он ощущал себя неловко, хотя та была младше его на шестнадцать лет. Это случалось редко. Завадский восхищался её изяществом и тотальным дистанцированием, которое критики отмечали в её взгляде. Уланова смеялась над мифом об этой что ли особой отстраненности во взгляде: в юности её пугали сотни глаз зрителей, следившие за каждым её движением; по чьему-то совету она начинала смотреть поверх зала вдаль. Страх ушёл, но странный взгляд остался как на сцене, так и вне её. Да, Уланова поддалась любви и обаянию Завадского, но главное, что она, будучи замкнутой и внешне неэмоциональной, хотела с ним обсуждать всё. Эта неулыбчивая балерина и режиссёр-праздник поженились тихо, без помпы, и разъехались по своим театрам. Завадский ставил спектакли в Ростове, а Уланова продолжала вдохновенно танцевать в Ленинграде. Пара встречалась лишь изредка. В 1940 году режиссёру предложили возглавить Театр имени Моссовета; в этот момент расстояния между столицей и городом на Неве проходили легче, но война заставила балерину уйти в эвакуацию, что сделало их уже существующий союз ещё более эфемерным. Они не соединились, даже когда после войны Уланова, собрав мебель родителей и мамины подушечки, переехала в Москву. Это было необходимо, так как звёзды, по велению властей, должны были находиться ближе к Кремлю, а Большой театр стал частью программы по приему высоких зарубежных делегаций. Так и продолжали жить, хотя Галина часто жаловалась, что Москва для неё неприемлема, и она чувствует себя здесь одинокой.

Я официально ни за кем замужем не была. Были отношения, но единственная запись – с Юрием Александровичем, – призналась звезда балета в одном интервью. Для Улановой это был первый и последний официальный брак, для Завадского – последний и главный в его жизни.

Они ушли со сцены в легенду

Их брак казался эластичным чулком — тянулся, но не рвался. Улановой нужна была его любовь именно сейчас, а Завадскому она требовалась везде и всегда. Развестись он ей не предлагал, и она не требовала. Прошло менее пяти лет из того момента, как балерина переехала в столицу, как она начала роман с актёром и режиссёром Иваном Берсеневым — талантливым и красивым мужчиной, почти ровесником Завадского. Этот новый избранник открыто жил в квартире Улановой, хотя сам, двадцать пять лет проживший в законном браке с актрисой Софьей Гиацинтовой, мучился от текущего разрыва, но отчаянно полюбил Уланову. Какими колдовскими чарами обладала эта, казалось бы, незначительная на вид, женщина? Завадский, как известно, не мог освободиться от её чары до конца своих дней. Через два года Берсенев ушёл из жизни, а возле его гроба скорбели две за него влюблённых жены: законная — Софья Гиацинтова и гражданская — Галина Уланова. Вскоре балерина вновь встретила другого талантливого мужчину — главного художника Большого театра Вадима Рындина, который, очарованный Гали, покинул свою семью. Несмотря на то, что Рындин не пользовался завидной репутацией, как другие её бывшие избранники, их отношения быстро сошли на нет из-за его ревности. Уланова, не любившая обсуждать свою личную жизнь, всё же призналась: «Иногда это приводило к неприятным ситуациям. Но, может быть, я просто по натуре не домашний человек, поэтому у меня так и не получилось создать семью.»

Мужчины приходили и уходили из её жизни, но Юрий Завадский оставался неизменным. Кто же он был на самом деле? Де-юре – мужем, а по сути – её вечным рыцарем. Рыцарем, влюбленным в белую лебедя. Он спешил в Москву, оставляя гастролирующую труппу в других городах, чтобы присутствовать на премьерах с женой и восхищаться тем, как она танцует. У технологии через его проснувшуюся любовь, Завадский мог оставить все свои дела и встречи. Друг режиссера Борис Поюровский рассказал, как за год до своей смерти, Завадский, в возрасте 82 лет, охотно и быстро собирал вещи после звонка Галины. «Он подбирал сорочку, костюм, носки, туфли, затем аккуратно сложил в пакет всё, что достал из холодильника для ужина. На ходу небрежно взглянул на себя в зеркало и счастливый, как юноша, отправился к ней.” Таким запоминающимся и тревожным остался образ Завадского в памяти.

В апрельский день 1977 года в фойе театра звучал вальс Хачатуряна. Осознавая свою значимость и окружающее театральное убранство, Юрий Завадский ушел из жизни так, как бы это была театральная шутка: его тело было помещено в урну с прахом на сцене Театра имени Моссовета, где он проработал почти полвека. Накануне смерти, оправившись после сердечного приступа, он с усмешкой сказал своему сыну: «Видишь, какие номера я могу показывать!» И действительно, театральный мэтр устроил свой уход так, словно это был очередной спектакль. На прощальной панихиде присутствовала только венок от Улановой с простой, но сдержанной надписью – Завадскому — от Улановой. Сам же, каждое упоминание о ней вызывало у него слёзы — он запрокидывал голову назад и быстро моргал, чтобы не заплакать.

Двадцать лет спустя и Галина Уланова ушла в мир иной. Однажды, услышав восторженные отзывы о своём исполнении «Лебедя» Сен-Санса, о дрожи, пронизывающей душу прощанием с жизнью, балерина спокойно ответила: “Возможно, это из-за того, что на сцене дуло?”. Легкое дуновение унесло Великую Немую. Позже Уланова провела несколько дней одна, с инсультом, в пустой квартире. На стене висела фотография её любимой актрисы Греты Гарбо, фильмы с участием которой она смотрела многократно. Слава и одиночество — это та судьба, которую выбрали обе.

Оцените статью
SteamStyle
Добавить комментарий