Николай Петрович регулярно совершает поездки по российским городам, участвуя в творческих встречах с людьми. Артист активно занимается популяризацией культурных и нравственных ценностей, а также высказывает свое мнение против повсеместного преобладания невежества и грубости на телевидении.
Николай Бурляев
Николай Бурляев — талантливый советский и российский актер театра и кино, а также режиссер. С судьбой ему было предначертано стать архитектором, но жизнь распорядилась иначе. В юности Николай попал в мир кино совершенно случайно — данный случай стал для него возможностью завести важные знакомства и определиться с будущей творческой карьерой. В последние годы ключевую роль в его жизни играет общественно-политическая деятельность, где он также стремится внести свой вклад.
Николай Петрович появился на свет 3 августа 1946 года в Москве. Его семья на протяжении многих поколений была связана со сценой еще с предреволюционных времен. Дедушка и бабушка Николая выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Дед по имени Диомид исполнял комедийные роли, в то время как бабушка Людмила была одаренной драматической актрисой.
Семья Бурляевых обитала в коммунальной квартире на улице Максима Горького. В соседнем дворе жил известный актер Борис Ливанов, обладавший ярким характером и безупречным мастерством в любых ролях. Николай восхищался им и мечтал о сцене, но в пять лет он испытал сильный испуг, который оставил у него заикание на всю жизнь. Хотя эта проблема преследовала его, в интервью Николай подчеркивает, что, войдя в образ персонажа, он может забыть о своих дефектах.
Отец семейства был талантливым шахматистом, а Николай стал его помощником на турнирах, записывая ходы и перемещая фигуры. Еще один брат Борис начал сниматься в кино с 4-го класса. Именно с ним Николай впервые и пришел на пробы к картине «Урок истории». Но мальчика не утвердили, что заставило его в сердцах заявить о намерении поступить в архитектурный институт.
Тем не менее, любовь к кино оказалась сильнее. В 1964 году, после окончания школы, Бурляев продолжил образование, поступив на второй курс Щукинского училища. На тот момент у него уже был опыт работы как в театре, так и на киностудии, а его однокурсниками были такие известные личности, как Никита Михалков и Анастасия Вертинская.
Начало карьеры в кино
Дебют Бурляева в кино состоялся в шестом классе. В то время Андрей Кончаловский завершал обучение в ВГИКе и работал над своей дипломной работой. Однажды, прогуливаясь по Бродвею (так москвичи именовали улицу Максима Горького), он заметил Николая возле кафе «Отдых».
Кончаловский предложил мальчику сыграть в своем фильме. Картина «Мальчик и голубь» вышла грустной и поэтичной, и в 1962 году на Венецианском кинофестивале завоевала приз. А фото юного актера стало частью архивов Мосфильма.
Детство и юношеские годы
Николай родился и вырос в Москве в непростые паслявоенные годы. Он был самым младшим, четвертым ребенком в семье, к тому же подавал признаки слабости и часто болел. В возрасте пяти лет он начал заикаться после того, как был испуган пьяным соседом в темном коридоре коммуналки. Несмотря на трудности, казалось бы, его шансы стать актером были ничтожны. Однако судьба распорядилась иначе.
Хотя его родители работали инженерами-экономистами и не имели прямого отношения к искусству, их связь с творчеством была очевидна. Бабушка и дедушка по отцовской линии также выступали в труппе передвижного театра, а сам род Бурляевых восходит к запорожскому казаку Кондратию Бурляю, который был сподвижником Богдана Хмельницкого и был направлен в Москву с дипломатической миссией. Это историческое факты стали известны Николаю лишь в зрелом возрасте. Когда Николай родился, его семья проживала в коммунальной квартире на Леонтьевском переулке. Позднее выяснилось, что в этом доме жил Николай Мартынов, убийца Михаила Лермонтова. Много лет спустя, работая над фильмом о Лермонтове, Бурляев удивился, узнав эти детали о своем детстве.
Второй дом, в который переехала семья в 1951 году, был не менее значимым. Он находился на улице Горького, всего в нескольких минутах ходьбы от Красной площади, и соседями были известные творческие династии, такие как Бондарчуки и Ливановы. В то время Николай даже не думал о карьере актера, хотя его старший брат Борис уже снимался в кино и играл в самодеятельном театре. Николай также пробовался на роль в картине «Графские развалины», но, к сожалению, не получил ее.
Однако судьба, как говорится, не обманчива, и в 1959 году к Бурляеву неожиданно подошел незнакомец с предложением сыграть в его фильме. Это оказался старшекурсник ВГИКа Андрей Кончаловский, который снимал дипломную работу «Мальчик и голубь» и никак не мог найти подходящего мальчика для главной роли. Дебют в кино Николая оказался удачным, несмотря на его заикание и отсутствие опыта. Фильм получил приз на Венецианском кинофестивале, а его фотографии стали частью архива Мосфильма.
Работа с Тарковским
В 1961 году произошло знаковое событие в жизни Бурляева — он встретился с Андреем Тарковским. Режиссер намеревался создать фильм «Иваново детство» и искал талантливого юношу на главную роль. Кончаловский порекомендовал Тарковскому обратить внимание на Николая, и его пригласили на пробы. С первой встречи стало ясно, что Бурляев идеально подходит для роли Ивана — мальчика, который потерял родителей во время войны и стал разведчиком в тылу врага. Несмотря на небольшой опыт, Николай блестяще исполнил поставленную задачу и воплотил все замыслы режиссера. Фильм был высоко оценен на международной арене: он завоевал Золотого льва Венецианского кинофестиваля и другие престижные награды, заняв почетное место в списке лучших фильмов о Второй мировой войне. Такого уровня режиссеры, как Ингмар Бергман, Сергей Параджанов и Кшиштоф Кесьлевский утверждали, что эта работа оказала на них глубокое влияние и оставила неизгладимый след в их творчестве.
Следующей совместной работой Бурляева и Тарковского стал фильм «Андрей Рублев» (1966), где первоначально Николаю хотели предложить роль ученика художника Фомы. Однако, прочитав сценарий, Бурляев не увидел себя в образе этого персонажа, зато роль Бориски Моторина, которому по сюжету предстояло отлить большой колокол, пришлась ему по духу. Тем не менее, Тарковский был против изменения в актерском составе, и Николай тут же устроил хитрость. Он обратился к общему знакомому Савве Ямщикову, который предложил Андрею спор на ящик коньяка, что Николай — идеальный выбор для этой роли. В итоге пробы показали, что Бориску должен сыграть именно Николай, так как никто не смог бы так успешно передать глубокую сущность персонажа. Это оказалось правильным решением — финальная новелла «Колокол» стала апофеозом всего фильма и продемонстрировала уникальный драматический талант Бурляева. Съемочный процесс был для актера нелегким: параллельно он работал над фильмом Юлия Файта «Мальчик и девочка», что требовало постоянного перемещения между двумя площадками. Режиссер был недоволен тем, что его актер отвлекается на дополнительные проекты, полагая это своего рода предательством. Но успех енисейского фильма сгладил все острые углы, хотя после этого Бурляев больше не работал с Тарковским.
«Я по-прежнему люблю и боготворю Андрея Тарковского. Честно говоря, он значительно повлиял на мою жизнь в течение многих лет, привязав к образу жесткого и нервного мальчика, хотя на самом деле я — совершенно другой человек. Я скорее похож на себя в фильме «Военно-полевой роман», где я изобразил человека, стремящегося к покою и гармонии», — говорит Николай о своем давнем коллеги.
Профессиональная деятельность
Среди лучших работ Тарковского, в которые был приглашен Бурляев, можно выделить «Андрей Рублев» — этот фильм считается одним из наилучших в русской кинематографии. Однако его судьба была непростой: картина, скорее всего по идеологическим причинам, провела на полке почти десять лет и была показана зрителям лишь в 1971 году. Артист также снялся в экранизациях произведений Достоевского, органично встраиваясь в эти сложные образы.
Помимо актерской карьеры, Николай Петрович проявил интерес и к режиссуре, чему он также уделял внимание в своем обучении. Он снял такие фильмы как «Ванька-Каин» и «Лермонтов», последний из которых стал его дебютом в качестве сценариста.
Пик его творческой активности пришелся на 1980-е годы. Именно тогда зрители увидели его в фильмах таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Печники», «Камила», а также «Военно-полевой роман», где его партнершей была Наталья Андрейченко. Некоторые из этих работ были направлены на детскую и юношескую аудиторию, что способствовало росту популярности Бурляева.
Одной из его самых знаковых ролей стала роль Иешуа в экранизации романа «Мастер и Маргарита», вышедшего в 1994 году. Каждое его появление на экране вызывало радость у зрителей, ведь актер умело воплощал как положительных персонажей, так и роли бесшабашных студентов, алкоголиков, фронтовиков, а также персонажей русской классики. Это только капля в море его заслуг. Именно за такое разнообразие ролей его полюбила аудитория на просторах необъятной страны.
Следует отметить, что выбор ролей Николая всегда был крайне вдумчивым. Он интуитивно чувствовал, какие проекты могут оказаться успешными. Основные критерии для него заключались не в яркости, зрелищности или спецэффектах, а в моральной значимости и пользе для зрителя. Каждый фильм, по мнению Бурляева, должен нести нравственную нагрузку и быть интересным, а лишь затем развлекательным. Такой подход к делу оправдал себя, и артист стал впоследствии широко узнаваемым.
Тем не менее, 1990-е годы оказались сложным периодом для театра и кинематографа в целом. На плаву смогли остаться лишь немногие. В этот период в фильмографии Бурляева можно отметить всего пять фильмов, среди которых была «Мастер и Маргарита». Безусловно, это было очень мало для человека, который привык сниматься в десятках проектов за одно десятилетие. Однако именно в это время вышел один из его самых выдающихся фильмов — «Мастер и Маргарита». Он так убедительно сыграл Иешуа, что общественное сознание стало более интересоваться творчеством Булгакова, классикой и религиозными вопросами.
Профессиональная карьера в 21 веке
В 21 веке произошло небольшое перерождение в карьере Бурляева. В начале 2000-х он сыграл роль Николая II в картине «Адмирал» (2008), а также исполнил роль Фёдора Тютчева в фильме, созданном Натальей Бондарчук. Он также появился в картине, посвященной Гоголю, где виртуозно исполнил роль графа Александра Толстого.
Тем не менее, со временем его творческая деятельность, к сожалению, начала увядать. Так сложилось, что большинство актеров наиболее востребованы в молодые годы. Увы, режиссерская карьера также не радовала поклонников разнообразием.
В своей карьере Бурляев срежиссировал лишь пять фильмов, однако каждый из них заслуживает внимания.
Последним его режиссерским проектом стал фильм «Все впереди», выпущенный в 1990 году, основанный на романе Василия Белова. Сюжет картины рассказывает о талантливом ученом, который устал от городской суеты, стресса из-за частых заграничных поездок, а также неразберихи в личной жизни. В результате герой погружается в алкоголизм, но затем, в моменты просветления, решает вернуться в родную деревню. Там он находит душевный покой и проходит нравственное очищение. Каждая из режиссерских работ Николая затрагивает темы морали, поиска своего места в жизни, преодоления трудностей и возрождения, подобно мифологической птице Феникс.
Главная в доме
На фото: Николай Бурляев, Инга Шатова, Дарья Бурляева
Инга Шатова, с которой Николай познакомился на Международном кинофестивале славянских и православных народов «Русский витязь» в 1992 году. Она была весьма талантливой актрисой и выпускницей ГИТИСа, где училась с Андреем Звягинцевым. Однако в 1990-е годы начинать успешную карьеру было непросто, и Инга влилась в команду организаторов фестиваля.
Бурляев заявляет, что долго присматривался к Инге прежде, чем решиться на активные действия. В конечном итоге, после их свадьбы, Инга полностью посвятила себя домашним заботам и детям. «Наш дом — это ее царство. Иногда я могу делать вид, что я главный в доме, хотя прекрасно знаю, кто на самом деле является таковым», — делится Николаем своим мнением. В его семье царит уважение и понимание, каждый занимается тем, что ему интересно.
На фотографиях: «Детство Бемби» (1985)
На фотографиях: «Игрок» (1972)
На фотографиях: «Камила» (1980)
На фотографиях: «Легенда» (1970)
На фотографиях: «Мальчик и девочка» (1966)
На фотографиях: «Трын-трава» (1976)
На фотографиях: «Уик-энд с убийцей» (1992)
Личная жизнь
Николай Бурляев был женат трижды. В первый раз он женился в 20 лет на актрисе Наталье Варлей, которая была младше него на год. Отношения пары не сложились с самого начала, поскольку оба оказались трудными в быту. Вскоре супруги расстались. Второй женой Николая стала режиссер и актриса Наталья Бондарчук, которая была подругой Натальи Варлей. Этот брак оказался более крепким, и у пары родились двое детей — Мария и Иван. Иван с детства увлекался музыкой, окончил консерваторию и стал известным композитором. Мария также пошла по стопам родителей, учась в ГИТИСе, а затем поступила в Театр Маяковского.
Третьей супругой Николая стала актриса Инга Шатова, которая после замужества начинает активно помогать ему в карьере и возглавляет кинофорум «Золотой витязь». У пары двое детей — сына Георгий и дочь Даша.
Дочь Даша появилась на свет, когда Бурляеву исполнилось уже 50 лет. Николай утверждает, что он счастлив в личной жизни, и отметил, что его дети талантливы, а с бывшими женами у него сохранились добрые отношения.
Николай Бурляев сейчас
Сейчас актер в основном занимается общественной деятельностью и активно продвигает кинофорум «Золотой витязь». Николай Бурляев продолжает свои поездки по российским городам, проводя творческие встречи с поклонниками. Накануне своего 65-летия он выпустил книгу в трех томах, посвященную жизни и творчеству Михаила Лермонтова. Артист продолжает популяризировать культурные и нравственные ценности, а также открыто высказывается против доминирования невежества и грубости на телеэкранах.
1961 — «Мальчик и голубь»
1962 — «Иваново детство»
1966 — «Андрей Рублев»
1969 — «Мама вышла замуж»
1972 — «Игрок»
1979 — «Отпуск в сентябре»
1983 — «Военно-полевой роман»
1983 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1986 — «Лермонтов»
1994 — «Мастер и Маргарита»
1995 — «Какая чудная игра»
2003 — «Любовь и правда Федора Тютчева»
2008 — «Адмиралъ»
2009 — «Гоголь. Ближайший