На момент, когда проходили съемки фильма «Долгая дорога в дюнах», Фреймане уже была высоко оцененным и известным именем в республике, занимая пост председателя Театрального общества Латвии. В дальнейшем она также была избрана депутатом. Лидия скончалась в 1992 году. Её дочь, Катрина, продолжила семейную традицию и тоже стала актрисой.
«Долгая дорога в дюнах»: как сложились судьбы прибалтийских актёров
Невозможно с уверенностью сказать, как бы повернулась судьба телефильма «Долгая дорога в дюнах», если бы сценарий не был написан Олегом Рудневым, который в то время занимал пост главы Госкино Латвии и являлся также известным автором. В 1980 году было принято решение поднять на экран тему, о которой молчали долгие годы — послевоенные репрессии в отношении латышского народа.
Создание такого фильма в условиях советской эпохи требовало смелости. Однако проект был поддержан на государственном уровне, и Рудневу пришлось многократно ездить в Москву для согласования своего сценария, в результате чего он подвергся значительным изменениям. В качестве режиссера Руднев хотел видеть Алоиза Бренча, известного рижского режиссера, однако Бренчу также пришлось пойти на компромиссы, которые были ему не совсем свойственны. В конечном итоге он никогда более не упоминал «Долгую дорогу в дюнах» как свою любимую работу.
Фильм, который вышел на экран, вызвал смешанные чувства. Многие зрители отозвались на него негативно, в том числе после распада СССР: часть латышей считала его откровенной дезинформацией и требовала запрета. Несмотря на это, фильм продолжает показываться и в Латвии, и в России, и в других постсоветских странах. Для многих прибалтийских актеров, участвовавших в создании, «Долгая дорога в дюнах» стала значимой вехой в карьере.
Лилита Озолиня — Марта Озолс
К тому времени, когда стало известно о завершении сценарных перипетий, предполагалось, что в роли Марты задействуют знаменитую Вию Артмане, но ей уже было за 50. Режиссер Алоиз Бренч предпочел взять на роль более молодую актрису — свою давнюю знакомую Лилиту Озолиню. Бренч еще в молодости отговорил её от поступления в медицинский институт и пригласил сниматься в своих первых фильмах.
Сюжет «Долгой дороги в дюнах» был Лилите очень близок. Репрессии затронули её семью: её отец стал жертвой репрессий, а старшая сестра погибла в пути к ссылке. После выхода кинофильма Лилиту стали часто приглашать в новые проекты, зрители даже начали называть своих дочерей именем, которое носила её героиня. Однако после этого успеха Лилита не имела больше таких заметных ролей, а в 90-е годы ей пришлось подрабатывать в рекламе. Это было общей практикой для многих актеров того времени, не только в Латвии.
Поклонники часто ассоциировали Лилиту с её персонажем Мартой и с интересом спрашивали её о жизни сына. К счастью, у неё есть дочь по имени Лилиана, которая работает на латвийском телевидении. Лилита была в нескольких браках, однако она предпочитает не делиться подробностями своей личной жизни. Романы с партнерами по съёмкам в «Долгой дороге в дюнах» она всегда отвергала.
В настоящее время Лилита работает в своей актерской студии, продолжает выступать на театральной сцене и иногда снимается в кино, включая российские проекты. Зрители могли увидеть её в сериале «Красная капелла» (2004) и в фильме «Герой» (2016).
Детские и юношеские годы
Будущий актер родился 22 июня 1949 года в небольшом литовском городке Ионишкис в семье служащих. В школе он проявлял хорошие способности и активно участвовал в художественной самодеятельности, что, как правило, было не характерно для мальчиков. Однако о карьере актера задумываться не собирался — мечтал стать лесником.
Неожиданно для всех, а также в том числе и для себя самого, он подал документы в Вильнюсскую консерваторию на факультет актерского мастерства. Ни разу не пожалел о своём выборе и с удовольствием учился, жадно поглощая новые знания и пробуя себя в различных амплуа, осознавая, что нашел свое призвание. Диплом он получил в 1972 году.
Театр
Киселюс всегда считал себя театральным актером. Уже в студентческие годы он освоился на театральной сцене и не представлял жизни вне актерского искусства, присоединившись к Литовскому национальному театру драмы.
Роли, которые он исполнял в театре, были разнообразнее и интереснее, чем в кино.
Дебютом на театральной сцене для него стала роль Чарльза в пьесе «Школа злословия» по Ричарду Шеридану, которая также стала одной из его любимых. За два десятилетия актеру удалось сыграть множество ролей, многие из которых остались в памяти зрителей. Критики выделяли его исполнения Эдмунда в «Короле Лире» и Яна в «Первом дне свободы». Литовские зрители полюбили актера-земляка, следили за его творчеством и гордились им.
Киселюс считал театр своим домом, удивительным пространством, в котором ему всегда было комфортно. Однако порой он чувствовал влечение к «гостям», как он называл кино. Каждое возвращение в театр воспринималось как возвращение в родные пенаты.
Мои персонажи — те, кого принято называть положительными героями: просто честные, добрые люди
В Вильнюсском драматическом театре, к труппе которого Киселюс подошел после учебы, он стал востребованным и разноплановым актером. Его первой и самой любимой ролью оставалась Чарли в «Школе злословия» Шеридана. Однако в его репертуаре также находились произведения таких великих авторов, как Шекспир и Чехов, а также современные русские и литовские писатели. Он сыграл в «Короле Лире», «Виндзорских насмешницах», «Старшем сыне» и «Первом дне свободы».
В 1974 году Киселюс дебютировал на экране, получив роль в фильме Гитиса Лукшаса «Бубенчик», где он сыграл юного обаятельного искателя воды Вилимаса. Позднее, также у Лукшаса, он снялся в картине «Венок из дубовых листьев», исполнив роль противника насилия — батрака Клеменсаса. Несмотря на то что эти роли были небольшими, главная возможность была уже на подходе.
В 1978 году режиссер Калье Кийска пригласил Юозаса на роль революционера и предводителя подпольщиков Антона Соммера в фильме «Цену смерти спроси у мертвых». Уникальность этого случая заключалась в том, что актер должен был воплотить образ эстонского героя в фильме на эстонском языке, хотя эстонским языком он не владел. Тем не менее, он с успехом справился с задачей, создав образ глубокого, сосредоточенного на духовной жизни человека.
Меня привлекают люди своей душевной чистотой, смелостью и убежденностью. И хотя я не имею в виду именно героев, мои персонажи представляют собой тех, кого принято считать положительными: это просто честные и добрые люди, верные своему слову и чувству долга. Именно такие качества являются нормой для человека, — так актер отзывался о своих героях.
Лишь однажды Киселюсу выпала возможность сыграть корыстного и жадного журналиста Гарольда Марча в фильме «Лицо на мишени». Эту роль он вспоминал как долгожданный глоток свежего воздуха, поскольку она позволила ему раскрыть новые грани своего таланта и попробовать что-то необычное в кино.
Поклонники присылали письма на адрес Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге
Юозас Киселюс стал широко известен зрителям после выхода многосерийной мелодрамы «Долгая дорога в дюнах» под руководством Алоиза Бренча, где он играл в паре с латвийской актрисой Лилитой Озолиней. Это история любви Артура Банги, сына рыбака, и Марты, которая преодолела множество трудностей в военные годы.
Его экранный образ так полюбился зрителям, что он начал получать огромное количество писем от поклонников. Многие из них были адресованы просто: Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге. Удивительно, но все письма доходили до адресата. Более того, актер считал своим долгом прочитывать каждое и переживал, что не мог ответить на все сообщения.
Потребность в его таланте резко возросла, предлагали множество ролей, но, к сожалению, многие из них были предсказуемыми и однотипными. Киселюс осознавал это и не жаловался на сложившуюся ситуацию. Он с ответственным подходом принимался за каждую новую работу. Вскоре на экраны вышли такие фильмы, как «Грядущему веку», «Жалоба», «Убийство на Монастырских прудах» и другие.
Истории из личной жизни
Юозас Киселюс был женат дважды. У него две дочери от первого брака и сын от второго. Ромуальд Раманаускас делился забавной историей о странных совпадениях в жизни, которые связывали его с Киселюсом. Оба актера влюбились в одну и ту же девушку по имени Аглия. Однако выбор пал на Ромуальда. Как шутил Раманаускас, это произошло благодаря её замечательному вкусу.
Спустя некоторое время, оба актера развелись, но вскоре решили вновь заключить брак. Интересный факт: вторую избранницу Юозаса также звали Аглия. Когда Раманаускас пришел подавать документы в ЗАГС, он узнал, что Киселюс сделал это в тот же день. Назначили свадьбу на одну и ту же дату, и Ромуальд попросил перенести его свадьбу на более ранний срок, поскольку он хотел «обогнать» друга.
Станислав Садальский также поделился интересной историей о Юозасе. Они вместе снимались в фильме «Волки в зоне», и все девушки, к которым Садальский проявлял интерес, были увлечены Киселюсом. Однажды, после очередного повтора этой истории, Стас, не удержавшись, облил лицо коллеги мороженым. На это Юозас лишь произнес, что когда-нибудь Садальский об этом пожалеет.
К сожалению, Юозаса не стало через полгода после этой ситуации. У него обнаружился порок сердца, и он скончался из-за разрыва аорты. По словам Садальского, он до сих пор не может простить себе этот инцидент. Каждый раз, бывая в Вильнюсе, он навещал могилу друга, зажигал свечи и просил прощения. Однако облегчения он не находит…
Мы будем помнить Юозаса именно в роли Артура Банги, который так нежно любил свою Марту. Настолько важным и запоминающимся стал этот образ, что сегодня невозможно представить в этой роли кого-то другого, и не нужно ли это?
Вечно молодой
В 1990 году Юозас снялся сразу в трех фильмах: «Пробуждение», «Адвокат» и «Волки в зоне». 7 мая 1991 года, возвращаясь домой с очередных проб, Юозас вышел из троллейбуса и внезапно почувствовал острую боль в сердце. Скорая помощь доставила его в одну из клиник Вильнюса. Первоначальные исследования, включая кардиограмму, не выявили отклонений, и Юозаса перевели из реанимации в обычное отделение.
Утром 10 мая его отвезли на рентген, сделали снимок сердца и оставили ждать в коридоре. Когда к нему подошла врач, Юозас встал, предложив ей сесть, но тут же упал. Позднее медики установили, что у него лопнула аорта. Юозас умер, не дожив до 42 лет. Его «путешествие через дюны» оказалось не таким уж и долгим.
Конкурс чтения
В Йонишкисе, в школе, где учился Юозас, каждый год проходит конкурс актерского чтения, который посвящен его памяти. Это учреждение гордится тем, что именно в его стенах учился актер, ставший известным благодаря роли Артура в «Долгой дороге в дюнах».