Ушел из жизни в 41 год. Что случилось с актером Юозасом Киселюсом из Долгой дороги в Дюнах

На момент, когда проходили съемки фильма «Долгая дорога в дюнах», Фреймане уже была высоко оцененным и известным именем в республике, занимая пост председателя Театрального общества Латвии. В дальнейшем она также была избрана депутатом. Лидия скончалась в 1992 году. Её дочь, Катрина, продолжила семейную традицию и тоже стала актрисой.

«Долгая дорога в дюнах»: как сложились судьбы прибалтийских актёров

Невозможно с уверенностью сказать, как бы повернулась судьба телефильма «Долгая дорога в дюнах», если бы сценарий не был написан Олегом Рудневым, который в то время занимал пост главы Госкино Латвии и являлся также известным автором. В 1980 году было принято решение поднять на экран тему, о которой молчали долгие годы — послевоенные репрессии в отношении латышского народа.

Создание такого фильма в условиях советской эпохи требовало смелости. Однако проект был поддержан на государственном уровне, и Рудневу пришлось многократно ездить в Москву для согласования своего сценария, в результате чего он подвергся значительным изменениям. В качестве режиссера Руднев хотел видеть Алоиза Бренча, известного рижского режиссера, однако Бренчу также пришлось пойти на компромиссы, которые были ему не совсем свойственны. В конечном итоге он никогда более не упоминал «Долгую дорогу в дюнах» как свою любимую работу.

Фильм, который вышел на экран, вызвал смешанные чувства. Многие зрители отозвались на него негативно, в том числе после распада СССР: часть латышей считала его откровенной дезинформацией и требовала запрета. Несмотря на это, фильм продолжает показываться и в Латвии, и в России, и в других постсоветских странах. Для многих прибалтийских актеров, участвовавших в создании, «Долгая дорога в дюнах» стала значимой вехой в карьере.

Лилита Озолиня — Марта Озолс

К тому времени, когда стало известно о завершении сценарных перипетий, предполагалось, что в роли Марты задействуют знаменитую Вию Артмане, но ей уже было за 50. Режиссер Алоиз Бренч предпочел взять на роль более молодую актрису — свою давнюю знакомую Лилиту Озолиню. Бренч еще в молодости отговорил её от поступления в медицинский институт и пригласил сниматься в своих первых фильмах.

Сюжет «Долгой дороги в дюнах» был Лилите очень близок. Репрессии затронули её семью: её отец стал жертвой репрессий, а старшая сестра погибла в пути к ссылке. После выхода кинофильма Лилиту стали часто приглашать в новые проекты, зрители даже начали называть своих дочерей именем, которое носила её героиня. Однако после этого успеха Лилита не имела больше таких заметных ролей, а в 90-е годы ей пришлось подрабатывать в рекламе. Это было общей практикой для многих актеров того времени, не только в Латвии.

Это интересно:  Анастасия Волочкова рассказала, почему ее выгнали из Большого театра

Поклонники часто ассоциировали Лилиту с её персонажем Мартой и с интересом спрашивали её о жизни сына. К счастью, у неё есть дочь по имени Лилиана, которая работает на латвийском телевидении. Лилита была в нескольких браках, однако она предпочитает не делиться подробностями своей личной жизни. Романы с партнерами по съёмкам в «Долгой дороге в дюнах» она всегда отвергала.

В настоящее время Лилита работает в своей актерской студии, продолжает выступать на театральной сцене и иногда снимается в кино, включая российские проекты. Зрители могли увидеть её в сериале «Красная капелла» (2004) и в фильме «Герой» (2016).

Детские и юношеские годы

Будущий актер родился 22 июня 1949 года в небольшом литовском городке Ионишкис в семье служащих. В школе он проявлял хорошие способности и активно участвовал в художественной самодеятельности, что, как правило, было не характерно для мальчиков. Однако о карьере актера задумываться не собирался — мечтал стать лесником.

Неожиданно для всех, а также в том числе и для себя самого, он подал документы в Вильнюсскую консерваторию на факультет актерского мастерства. Ни разу не пожалел о своём выборе и с удовольствием учился, жадно поглощая новые знания и пробуя себя в различных амплуа, осознавая, что нашел свое призвание. Диплом он получил в 1972 году.

Театр

Киселюс всегда считал себя театральным актером. Уже в студентческие годы он освоился на театральной сцене и не представлял жизни вне актерского искусства, присоединившись к Литовскому национальному театру драмы.

Юозас Киселюс

Роли, которые он исполнял в театре, были разнообразнее и интереснее, чем в кино.

Дебютом на театральной сцене для него стала роль Чарльза в пьесе «Школа злословия» по Ричарду Шеридану, которая также стала одной из его любимых. За два десятилетия актеру удалось сыграть множество ролей, многие из которых остались в памяти зрителей. Критики выделяли его исполнения Эдмунда в «Короле Лире» и Яна в «Первом дне свободы». Литовские зрители полюбили актера-земляка, следили за его творчеством и гордились им.

Киселюс считал театр своим домом, удивительным пространством, в котором ему всегда было комфортно. Однако порой он чувствовал влечение к «гостям», как он называл кино. Каждое возвращение в театр воспринималось как возвращение в родные пенаты.

Мои персонажи — те, кого принято называть положительными героями: просто честные, добрые люди

В Вильнюсском драматическом театре, к труппе которого Киселюс подошел после учебы, он стал востребованным и разноплановым актером. Его первой и самой любимой ролью оставалась Чарли в «Школе злословия» Шеридана. Однако в его репертуаре также находились произведения таких великих авторов, как Шекспир и Чехов, а также современные русские и литовские писатели. Он сыграл в «Короле Лире», «Виндзорских насмешницах», «Старшем сыне» и «Первом дне свободы».

Это интересно:  3 романа популярного актера Александра Петрова: Почему завидный холостяк так долго избегает брачных уз

В 1974 году Киселюс дебютировал на экране, получив роль в фильме Гитиса Лукшаса «Бубенчик», где он сыграл юного обаятельного искателя воды Вилимаса. Позднее, также у Лукшаса, он снялся в картине «Венок из дубовых листьев», исполнив роль противника насилия — батрака Клеменсаса. Несмотря на то что эти роли были небольшими, главная возможность была уже на подходе.

В 1978 году режиссер Калье Кийска пригласил Юозаса на роль революционера и предводителя подпольщиков Антона Соммера в фильме «Цену смерти спроси у мертвых». Уникальность этого случая заключалась в том, что актер должен был воплотить образ эстонского героя в фильме на эстонском языке, хотя эстонским языком он не владел. Тем не менее, он с успехом справился с задачей, создав образ глубокого, сосредоточенного на духовной жизни человека.

Меня привлекают люди своей душевной чистотой, смелостью и убежденностью. И хотя я не имею в виду именно героев, мои персонажи представляют собой тех, кого принято считать положительными: это просто честные и добрые люди, верные своему слову и чувству долга. Именно такие качества являются нормой для человека, — так актер отзывался о своих героях.

Лишь однажды Киселюсу выпала возможность сыграть корыстного и жадного журналиста Гарольда Марча в фильме «Лицо на мишени». Эту роль он вспоминал как долгожданный глоток свежего воздуха, поскольку она позволила ему раскрыть новые грани своего таланта и попробовать что-то необычное в кино.

Поклонники присылали письма на адрес Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге

Юозас Киселюс стал широко известен зрителям после выхода многосерийной мелодрамы «Долгая дорога в дюнах» под руководством Алоиза Бренча, где он играл в паре с латвийской актрисой Лилитой Озолиней. Это история любви Артура Банги, сына рыбака, и Марты, которая преодолела множество трудностей в военные годы.

Его экранный образ так полюбился зрителям, что он начал получать огромное количество писем от поклонников. Многие из них были адресованы просто: Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге. Удивительно, но все письма доходили до адресата. Более того, актер считал своим долгом прочитывать каждое и переживал, что не мог ответить на все сообщения.

Потребность в его таланте резко возросла, предлагали множество ролей, но, к сожалению, многие из них были предсказуемыми и однотипными. Киселюс осознавал это и не жаловался на сложившуюся ситуацию. Он с ответственным подходом принимался за каждую новую работу. Вскоре на экраны вышли такие фильмы, как «Грядущему веку», «Жалоба», «Убийство на Монастырских прудах» и другие.

Истории из личной жизни

Юозас Киселюс был женат дважды. У него две дочери от первого брака и сын от второго. Ромуальд Раманаускас делился забавной историей о странных совпадениях в жизни, которые связывали его с Киселюсом. Оба актера влюбились в одну и ту же девушку по имени Аглия. Однако выбор пал на Ромуальда. Как шутил Раманаускас, это произошло благодаря её замечательному вкусу.

Это интересно:  Мистер Биг за кадром: первый брак в 58, жена-официантка, отцовство в 65 и другие факты о Мужчине Мечты Кэрри Брэдшоу

Спустя некоторое время, оба актера развелись, но вскоре решили вновь заключить брак. Интересный факт: вторую избранницу Юозаса также звали Аглия. Когда Раманаускас пришел подавать документы в ЗАГС, он узнал, что Киселюс сделал это в тот же день. Назначили свадьбу на одну и ту же дату, и Ромуальд попросил перенести его свадьбу на более ранний срок, поскольку он хотел «обогнать» друга.

Станислав Садальский также поделился интересной историей о Юозасе. Они вместе снимались в фильме «Волки в зоне», и все девушки, к которым Садальский проявлял интерес, были увлечены Киселюсом. Однажды, после очередного повтора этой истории, Стас, не удержавшись, облил лицо коллеги мороженым. На это Юозас лишь произнес, что когда-нибудь Садальский об этом пожалеет.

К сожалению, Юозаса не стало через полгода после этой ситуации. У него обнаружился порок сердца, и он скончался из-за разрыва аорты. По словам Садальского, он до сих пор не может простить себе этот инцидент. Каждый раз, бывая в Вильнюсе, он навещал могилу друга, зажигал свечи и просил прощения. Однако облегчения он не находит…

Мы будем помнить Юозаса именно в роли Артура Банги, который так нежно любил свою Марту. Настолько важным и запоминающимся стал этот образ, что сегодня невозможно представить в этой роли кого-то другого, и не нужно ли это?

Вечно молодой

В 1990 году Юозас снялся сразу в трех фильмах: «Пробуждение», «Адвокат» и «Волки в зоне». 7 мая 1991 года, возвращаясь домой с очередных проб, Юозас вышел из троллейбуса и внезапно почувствовал острую боль в сердце. Скорая помощь доставила его в одну из клиник Вильнюса. Первоначальные исследования, включая кардиограмму, не выявили отклонений, и Юозаса перевели из реанимации в обычное отделение.

Утром 10 мая его отвезли на рентген, сделали снимок сердца и оставили ждать в коридоре. Когда к нему подошла врач, Юозас встал, предложив ей сесть, но тут же упал. Позднее медики установили, что у него лопнула аорта. Юозас умер, не дожив до 42 лет. Его «путешествие через дюны» оказалось не таким уж и долгим.

Конкурс чтения

В Йонишкисе, в школе, где учился Юозас, каждый год проходит конкурс актерского чтения, который посвящен его памяти. Это учреждение гордится тем, что именно в его стенах учился актер, ставший известным благодаря роли Артура в «Долгой дороге в дюнах».

Оцените статью
SteamStyle
Добавить комментарий