На протяжении своей жизни в Соединенных Штатах девушка испытывала множество изменений, включая развод с первым мужем и повторный брак. На этот раз её избранником оказался ювелир, но, к сожалению, их совместная жизнь оказалась недолгой.
Ай лав форевер. Любовь Натальи Медведевой и Эдуарда Лимонова
Я наблюдаю с терпением и надеюсь. Однажды, в каком-нибудь году, она вдруг осознает истину, и чувство ужаса охватит её сладкий рот, и громкий крик: «Твоя любовь права! Права! Права! А я была больна и все разрушила. Прости меня!» – сдернет маску её истинного облика.
Эта мечта писателя Эдуарда Лимонова, к сожалению, так и не сбылась. Яркая и эксцентричная Наталья Медведева, талантливая писательница, модель и певица, скончалась в возрасте 44 лет, так и не произнеся заветного «прости». У обоих – Лимонова и Медведевой – было множество любовных связей и браков, но именно они стали главными в жизни друг друга. Он был героем, поэтом, а также человеком действия. Она же была той, кто причиняет ему соответствующую боль. Вместе они провели 15 лет, полных как ужасов, так и воспоминаний.
Это он, Эдичка
Их встреча произошла в 1980 году — два эмигранта, в жизни которых было много невзгод. Лимонов переживал тяжелый развод со своей второй супругой Еленой Щаповой, выпустил дерзкий роман «Это я, Эдичка» и демонстрировал циничное, потребительское отношение к женщинам, не задумываясь о том, что может разбивать сердца добрых и преданных женщин. Он искал ту, среди которой смог бы испытать страдания.
Наталья Медведева, прежде чем встретить Эдуарда, была замужем пять раз. В 16 лет она вышла замуж за блестящего чемпиона по многоборью и уехала с ним за пределы России. На втором муже, владельце ювелирного магазина, она поставила точку, когда он обанкротился. Этот брак не принес ей счастья: «Я хотела петь и выступать. Он, с одной стороны, любил, когда я пела романсы или играла роль роковой женщины, но мог ударить меня в лицо в ресторане, если считал, что я слишком открыто показываю свои ноги, играя эту самую роль!»
Затем в её жизни оказался американский страховой агент, а затем француз. Со всеми этими мужчинами ей было скучно, и она чувствовала одиночество. Но потом в её жизни появился Лимонов. Позже она говорила: «Мне кажется, что мы стали парой, потому что были как два одиноких волка, стоящих на краю пропасти. Внизу все копошатся, а мы стоим и думаем: стоит ли прыгнуть к тем, кто внизу, ведь даже выпрыгнув, мы останемся чужими».
Загубил девку
В последние годы Наталья жила с гитаристом Сергеем Высокосовым, которому посвятила роман «Мой любимый», вышедший после её смерти. По мнению Лимонова, эта связь оказалась губительной для Медведевой:
— В отношениях с Сергеем Наташа, вероятно, употребляла наркотики и многое другое. Однажды она звонила мне за советом: «У моего друга — наркотическая зависимость. Что делать?» «Здесь есть два пути, — сказал я, — нести свой крест или же немедленно и безжалостно вывести его из своей жизни». Она выбрала первое.
— Медведева часто жаловалась на отсутствие денег в интервью и в своей последней книге. Говорят, у неё не хватало финансов даже на медицинскую помощь.
— В её дневниковых записях постоянно упоминаются суммы денег, которые её друг либо выпросил, либо украл. Вина за её бедственное положение лежит на нём — это точно. Хотя в судебном порядке этого не докажешь, но если у него есть совесть, ему должно быть тяжко с этим жить. Он уничтожил эту девушку, иначе как это назвать.
— Она сама нередко слишком строго к себе относилась.
— Да, это так, но она не погибла вместе со мной — вот о чем речь. Ей хотелось напиться, забыться и уйти в бездну. «Ты не даешь мне жить», — говорила она. Под этим подразумевалось, что каждый раз после пьянки я изолировал её, не отпускал, а приносил безалкогольное пиво. Когда убеждался, что она в относительном порядке, начинал её выпускать. Из-за неё я сам стал меньше пить — и когда жаждал алкоголя, мне приходилось делать это скрытно. Я не страдал от алкоголизма, могу выпить много, но не страдаю от этой привычки. В итоге совместная жизнь с ней и притворство не приносили мне комфорта. До 1988 года во Франции мы вместе пили вино во время обедов, я быстро привык к этой алкогольной культуре, но постепенно стал от неё отказываться из-за Натальи.
— Удивительно, что при всех её проблемах с алкоголем она выглядела прекрасно.
— Как могут говорить, что она блестяще выглядела? В последние годы она выглядела ужасно, казалась старше своих лет. Наташа была прекрасна в 26-27 лет.
— Всё же, мне кажется, её беспощадное отношение к собственной красоте вызывало восхищение. У неё была возможность использовать это в своих интересах.
— В каких? Выйти замуж за состоятельного человека?
. а завершила свою жизнь она с Сергеем Высокосовым, которому посвятила роман «Мой любимый».
— В том числе.
— Она бы обругала его через пару дней. (Смеётся.) У неё было слишком много страсти. Она была чрезвычайно талантлива, но не всегда разумна.
— А откуда у неё шрамы, ожоги и синяки на теле, о которых вы часто вспоминали в своих книгах?
— Это следствия бурного стиля жизни. У Наташи была наследственная болезнь крови — поэтому синяки заживали долго. Однажды рана на её ноге заживала целых полтора месяца. Одну из грудей она обожгла, когда кто-то в ресторане вылил на неё кипяток. В общем, «боевые» ранения она получила, как хороший вор: ножевые ранения, и так далее.
— Она жалела, что у неё не было детей?
— Насколько я помню, она таких желаний не высказывала. Но нерожавшие женщины в определённом возрасте порой жалеют, что не стали матерями, а те, кто уже родил, иногда жалеют, что родили.
— Вы хорошо знали её семью?
Такая карма
Медведева скончалась во сне в зимнюю ночь — её сердце остановилось. Эдуард Лимонов узнал о смерти бывшей жены, находясь в Лефортово, из новостей.
— Вы ожидали такого ужасного конца?
— Я не вижу ничего ужасного с позиции своих практически 62 лет. Вот такая карма — сочетание таланта, страсти и как следствие — ранняя смерть. Она могла умереть и раньше. Наташа скончалась на следующий день после того, как прокурор запросил для меня 14 лет строгого режима. Я думаю, это оказало на неё гнетущее влияние. Это подтвердило все её худшие взгляды на мир. Она не хотела видеть жизнь как процесс, лишь факты и чувства. Прокурор сделал свой запрос, но, в конце концов, он так и не добился своего — правда, это стало ясно только через два с половиной месяца.
Слышал, что в ту ночь она звонила брату в Ленинград и говорила, что не может жить так далее. Я считаю, это было актом самоубийства, особенно если учесть её последнюю книгу «Мой любимый». В ней есть жуткие строки: «Смертушка, приди, забери меня». Ничего более жуткого я не встречал. В книге отражено полное жизненное безумие, когда человек уже не понимает, где любовь, где ненависть, что хорошо, а что плохо.
Я убежден, что рано или поздно Наташа станет легендой. Её образ, нехарактерный для России, но притягательный, с чем-то напоминает западные типажи — Дженис Джоплин, умершей от передозировки, или Мэрилин Монро, покончившей с собой, и других трагических женщин. О таких хорошо читать, о них снимаются фильмы, но жизнь с таким человеком — это настоящие испытания. Тем не менее, несомненно, жизнь с такой страстью приносит огромное удовольствие, если понимать её природу.
Она прожила столько, сколько и следовало бы человеку такого типа. Если бы она дожила до старости, это ослабило бы её легенду. Огневаться по поводу её смерти нет смысла. Она жила так, как хотела, и увидела немало. Рано или поздно в российском пантеоне она займет зловещее, смертоубийственное, но одновременно великолепное место — и молодые девушки будут стремиться быть похожими на неё.
Надежда Келлер
Собеседник, май 2005
Он вывез капитал из России, мягкую, податливую глину
Первый супруг будущей модели — Аркадий Гусаков — в Советском Союзе занимался тем же нелегальным бизнесом, что и большинство знакомых Натальи. Когда она, еще подростком, переехала к Гусакову в США, он решил, что она может зарабатывать как манекенщица благодаря своему высокому росту, стройной фигуре и запоминающемуся лицу.
О том, как складывались её первые годы в эмиграции, Наталья позже рассказала в романе «Отель ‘Калифорния'». В отличие от «Жулика», в этом произведении она писала уже не от первого лица: приключения, пережитые главной героиней отеля Настей, не полностью совпадают с её биографией, однако общий контекст того периода её жизни прослеживается.
О своем первом муже, который в романе получил имя Арчи, Наталья писала, что он вывез капитал из России — мягкую, податливую (в 17 лет!) глину, из которой можно слепить… супермодель! Настя должна была стать девочкой, смотрящей с обложек журналов. Вместо того чтобы вывозить из России бриллианты, спрятанные в мебели, он вывозил её, семнадцатилетнюю. Она не хотела поддаваться его влиянию и стремилась к независимости.
Как и героиня её романа, Медведева стремилась к самостоятости и вскоре оставила мужа, сосредоточившись на своей карьере. Она учила английский язык, сняла отдельную квартиру, получила права и подписала первые модели контракты на незначительные съемки для каталогов.
Тем не менее, её карьера не ограничивалась только каталогами. Во всех статьях о Медведевой как о значительном достижении её модельной карьеры упоминается появление на обложке дебютного альбома популярной группы The Cars. На фотографии молодая женщина сидит в авто — одна рука на руле, другой кокетливо прикрывает глаза козырьком — и широко улыбается с яркой красной помадой на губах.
Наталия не только участвовала в фотосессиях, но и принимала участие в дефиле американских модельеров. Однако о многомиллионных контрактах девушка из СССР не могла мечтать, ведь жизнь манекенщицы в Америке была весьма дорогостоящей. Манекенщица была обязана иметь множество пар обуви. Колготки рвались после одного использования. Косметика таяла на глазах — и в прямом, и в переносном смысле. Она таяла от жары в косметичке, а с её лица исчезала от смывающего лосьона, — вспоминала Медведева.
Её характерная внешность — высокие скулы, впалые щеки и крупный рот с немного выдающимися зубами, — которую агенты именовали «роковой женщиной» (femme fatale), не способствовала бурному успеху. В конце 1970-х и начале 1980-х в США наблюдалось увлечение здоровым образом жизни и аэробикой, и в моду входили модели со здоровыми, сияющими лицами — девушки из соседнего двора. По словам Натальи, её модельный агент уже тогда понимал, что на «роковых женщинах» заработать не удастся. Вскоре она начала задумываться об альтернативной карьере.
Он её считал такой крутой, а меня бездарностью
Как и многие эмигранты, прибывшие в Лос-Анджелес, Наталья пыталась стать артисткой. Полученное начальное музыкальное образование, еще в детстве в Ленинграде, оказалось полезным. В то время, когда из СССР началась волна эмиграции, возникли русские и псевдорусские рестораны и кабаре, в которых публику развлекали русскими романсами и цыганскими песнями.
Медведева, которая в США брала частные уроки актерского мастерства и успела учиться в Los Angeles City College, начала выступать в этих ресторанах. Кроме русских романсов, Наталия пела джаз. Во время одного из таких выступлений её заметила съемочная группа фильма Харольда Беккера «The Black Marble» («Чёрный шарик»). Наталья получила эпизодическую роль, исполнив саму себя — певицу, исполняющую русские романсы. Фильм вышел на экраны в 1980 году и хоть и не имел огромного успеха, был удостоен награды — Edgar Allan Poe Award.
Тем не менее, кинокарьера Медведевой в США на этом и закончилась. Из Калифорнии, где жизнь была довольно дорогой, она перебралась в Нью-Йорк, где выступала с романсами и популярными песнями в «Golden Palace» на эмигрантском Брайтон-Бич.
Наталья оставалась очень молодой и привлекательной женщиной: романы следовали один за другим. В какой-то момент она вышла замуж за владельца ювелирного магазина Александра Плаксина, но этот брак продлился недолго. Возможно, Александра привлекали именно вокальные способности Натальи. Позже Плаксин женился на певице Любе Успенской, которая много лет спустя на телевидении сказала о Медведевой: «Это была первая жена моего четвертого мужа. Он считал её роковой женщиной, а меня — бездарностью».
15 лет большой любви с желанием уничтожить: Эдуард Лимонов и Наталия Медведева
Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать одну самую читаемую статью ежедневно. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Он был самобытным писателем, автором скандально известных романов, лидером оппозиционной партии и эмигрантом, который вернулся на родину. Кроме того, он был привлекательным мужчиной, который, несмотря на свои эксцентричные черты, умел очаровывать женщин. Лимонов имел много женщин в своей жизни и с каждой испытывал своеобразное счастье. Но только с одной — Натальей Медведевой — он не был счастлив. Их брак длился 15 лет и был полон не теплоты и заботы, а страстной любви, эмоций, которые порой граничили с желанием уничтожить тот объект, к которому он испытывал чувства.
Он и Она
К моменту своей встречи в 1980 году у каждого из них была насыщенная личная жизнь. Эдуард Лимонов пережил два брака и на тот момент находился в состоянии глубокого кризиса после расставания с поэтессой Еленой Щаповой, своей второй женой. Он уже успел выпустить свой первый и, возможно, самый известный роман «Это я — Эдичка», который мгновенно принес ему популярность. Лимонов непринужденно демонстрировал свою циничность в отношении женщин и даже гордился своим умением добиваться от них всего, что ему угодно. Он легко завоевывал их сердца, но так же легко оставлял их, отправляясь на поиски той, что смогла бы растрогать его душу.
И он нашел её — Наталию Медведеву, опытную певицу и модель, которая знала не меньше, чем он сам, в вопросах любви и страсти. До встречи с ним она была замужем пять раз, и количество её романтических приключений даже трудно подсчитать. В 17 лет она вышла замуж за Аркадия Гусакова, который вывел её за границу. Начав свою карьеру как модель, а потом и как певица, Наталья легко бросала мужчин, которых не любила, а просто использовала для достижения своих целей. Совсем скоро она стала женой Александра Плаксина, владельца ювелирного магазина, который позже женился на Любови Успенской.
С Плаксином она рассталась в то время, когда у него начались финансовые трудности и он был на грани банкротства. Тем не менее, Наталья утверждала, что он совершенно не подходил ей: «Я — творческая и чувствительная натура». Едва стоило ей поднять юбку чуть выше на сцене, как её ждала бы жестокая расправа, в то время как он восторгался, когда она играла роль роковой женщины.
В конечном итоге Наталья устала от противоречивых ожиданий своего мужа и покинула его. Остальные мужья не оставили значительного следа в её жизни; она лишь запомнила их как источник бесконечной скуки. Затем в Нью-Йорке она встретила Лимонова. С ним она никогда не испытывала скуки, наоборот, их притяжение напоминало противостояние двух одиноких волков. В 1982 году они переехали в Париж, а через год расписались. Для этого её первой женитьбы ей пришлось вступить в фиктивный брак с французом Тьерри Мариньяком, другом Лимонова, чтобы легализовать свою жизнь во Франции.
Американские горки
Возвращение на родину
После длительного пребывания за границей Наталья впервые посетила свою Родину в 1989 году. После распада Советского Союза она окончательно переехала в Россию, где успешно развивала карьеру в журналистике. В той эпохе она представлялась как «парижский корреспондент», и в её деятельности не обошлось без скандалов.
С 1992 года начинает выходить серия дисков с песнями Наталии, а в 1996 году образуется группа, где она выступает как вокалистка, получившая название «Трибунал Наталии Медведевой». Её последний альбом выпустили в 1999 году.
В период с 2001 по 2002 год она крайне редко выступала на публике, сосредоточившись на проекте, который призывал к прекращению войны на Кавказе. На телевизионные концерты её приглашали очень изредка, поскольку многие продюсеры боялись её эпатажности и нестандартного подхода. Тем не менее, Наталья принимала участие в некоторых известных телевизионных передачах того времени.
Личная жизнь
Всего Наталия была замужем 4 раза.
Её первый брак с Аркадием Гусаковым был фиктивным с обеих сторон, девушка вышла замуж, чтобы покинуть СССР, а мужчина женился на симпатичной девушке, которая должна была повысить его репутацию.
После переезда в США и первых успехов в модельном бизнесе Наталья мгновенно разошлась с мужем, так как между ними не было никаких связей.
Со своим вторым супругом, Александром Плаксиным, она познакомилась на одном из показов в США, и он осыпал её подарками, поэтому Наталья согласилась на его предложение о замужестве. Однако Александра отличала ветреность, и спустя меньше месяца после свадьбы он завел новую любовь, оставив Наталию в полном одиночестве.
С третьим мужем, Эдуардом Лимоновым, она переехала в Париж. Данную связь она считала настоящей, была влюблена не только в человека, но и в его творчество. Она была готова бросить всё ради совместной жизни с писателем. В 1983 году они заключили брак, и в этом же году Наталья забеременела, но, приняв решение пока не рожать, сделала аборт.
Это решение кардинально изменило её жизнь, так как она начала пить, и после этого так и не смогла вновь забеременеть. Эдуард часто уезжал по своим делам, оставляя её одну. После переезда в Россию их отношения значительно охладели, однако официального развода не произошло.
С четвертым своим супругом, рок-музыкантом Сергеем Высоковым, она познакомилась во время гастролей. У них было много общих интересов, и в конце 1990-х они открыто объявили о совместной жизни, хотя Эдуард делал вид, что это не так.