Яна Поплавская продолжила свою творческую карьеру и появилась в фильмах «Суета сует» и «Васса» до того, как поступила в Щукинское училище. Затем последовали роли в фильмах «Узник замка Иф» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Однако затем актриса сделала паузу в своей кинокарьере, которая длилась почти 10 лет, поскольку Яна решила сосредоточиться на телевидении, следуя за своим супругом.
Яна Поплавская
Яна Поплавская — это не только талантливая теле- и радиоведущая, но и актриса театра и кино, которая завоевала широкую известность после выхода в прокат киносказки режиссера Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», где ей досталась главная роль. В настоящее время она активно ведет педагогическую деятельность и принимает участие в общественной жизни, высказывая свое мнение по важным вопросам.
Яна Поплавская появилась на свет 28 июня 1967 года в Москве. В ее семье оба родителя были представителями творческой профессии: мать, Евгения Юрьевна, работала актрисой в театре, а отец, Евгений Васильевич, был журналистом.
Воспитанием будущей звезды занималась мама, которая придерживалась строгих правил. Если Яна нарушала установленные распорядки, наказания не заставляли себя ждать. Один из таких случаев произошел, когда девочка вернулась с прогулки не в 10, а в 11 вечера; за это она провела ночь на лестничной площадке.
С юных лет артистка впитала в себя идею, что выражение «не могу» не существует, а вместо него следует использовать слово «надо». В интервью Яна часто подчеркивает, что не держит на свою мать зла и считает её строгость важным фактором, который помог ей реализовать свой потенциал в жизни.
Несмотря на жесткие порядки в семье, за пределами дома Поплавская проявляла себя как настоящая хулиганка. В кругу своих друзей она не испытывала никаких ограничений или запретов. Знаменитая история о том, как она, несмотря на опасность, выпрыгнула из окна третьего этажа, стала широко обсуждаемой.
Яна вспоминает этот случай с улыбкой, утверждая, что даже сломанная нога после неудачного приземления не вызывает у неё сожалений о содеянном.
Работу в учебных заведениях Яна начала в престижной английской школе, известной среди москвичей как «еврейка», которая находилась напротив Театра кукол. В то время её другом был Василий Арканов, сын известного писателя и юмориста Аркадия Арканова. По словам звезды, дружила она в основном с мальчишками, так как находила сложным общение с манерными девушками своего возраста.
Следует добавить, что в детстве Поплавская вовсе не мечтала стать актрисой — ее мечтой была профессия хирурга. Её бабушки, Елена и Фаня, которые были врачами, порекомендовали Яне основы оказания первой медицинской помощи и наложения швов. Однажды она даже использовала свои теоретические знания на практике и пришила ухо хомяку, которое было откушено котом.
Её актёрский путь начался, когда Юрий Любимов, режиссёр Театра на Таганке, пригласил Яну сыграть в спектакле «Перекресток», в котором также играла её мама. В возрасте четырех лет она была зарегистрирована в актерской картотеке Мосфильма, а в шесть лет снялась в фильме Сергея Колосова «Помни имя свое». Несмотря на то что её эпизод в финальном монтаже был вырезан, это привлекло внимание к юной актрисе, и вскоре её пригласили участвовать в известном детском киножурнале «Ералаш». По окончании Щукинского училища, Поплавская работу с удовольствием продолжила в Театре имени К. С. Станиславского на протяжении нескольких лет.
Фильмы
В 1977 году на экраны вышел фильм, который сделал Яну истинной звездой — в киноленте «Про Красную Шапочку» она сыграла главную роль. За свое выступление в этой картине, по словам актрисы, она в 11 лет получила Государственную премию СССР за лучшую детскую роль.
В 1979 году Яна снялась в фильме Аллы Суриковой «Суета сует», а спустя два года её ожидала главная роль в мелодраме «Переходный возраст», вместе с Натальей Варлей и Авангардом Леонтьевым. В 1988 году она сыграла дочь банкира в сериале Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». А в 1993 году Поплавская снялась вместе с Михаилом Боярским, Алисой Фрейндлих и Дмитрием Харатьяном в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя».
Хотя её будущие роли в кино не отличались таким же масштабом, Яна подходила к каждой новой задаче с максимальной серьезностью, создавая уникальные образы в проектах «Снежная королева» и «Глянец». Даже в фильме своего сына Клима Поплавского «Приличные люди» для матери нашлась роль, где она сыграла нотариуса.
Хотя актриса временно приостановила работу в кино, она продолжала активно участвовать в антрепризах. В свободное от театра время Яна занималась журналистикой — выступала в роли колумниста на портале Letidor и преподавала в МГУ и Институте телевидения и радиовещания Останкино. В 2019 году Яна Поплавская набрала свой курс в Институте театрального искусства им. Иосифа Кобзона.
Детство, юность, семья
Яна появилась на свет летом 1967 года в семье москвичей Евгении и Евгения Поплавских. Её отец, Евгений Васильевич, был польским евреем, работал журналистом и знал четыре языка, что позволило ему путешествовать как по стране, так и за рубежом. Мать же, Евгения Юрьевна, получила актерское образование и выступала в театрах, таких как Эрмитаж, имени Моссовета и на Таганке.
Когда Яне было четыре года, её родители разводятся, и её воспитывает отчим. Девочка обоих мужчин, и родного, и отчима, называла «папами». В дальнейшем она делилась воспоминаниями о своем отце и отчиме:
«Мой отчим, Владимир Викторович Александров, воспитывал меня с четырех лет. Он человек с тремя высшими образованиями, среди которых физмат в Ленинграде, потом он учился в ГИТИСе на курсе Гончарова и вскоре стал режиссером. Также он работал на Таганке с Любимовым. Мой родной отец, Евгений Васильевич Поплавский, был гораздо старше мамы и не всегда удачно пытался её воспитывать. Oтец был весьма любвеобильным: был женат четырежды и имел еще четверых детей. Настя — старшая дочь, сейчас она живет в Новосибирске и успешно ведёт бизнес. Юля и Гриша живут в Москве. Мы часто собираемся вместе, родители сумели не создать преграды для наших встреч».
Отчим привил Поплавской любовь к чтению как русской, так и зарубежной литературы, но основной фигурой в её воспитании всё же оставалась мать. В семье Евгения Юрьевна установила правила, которые строго соблюдались, и нарушение этих правил всегда подвергалось наказанию. Однажды Яна была вынуждена провести всю ночь под дверью квартиры, так как пришла с прогулки на час позже установленного времени.
В семилетоем возрасте девочка поступила в спортивную школу, где начала заниматься художественной гимнастикой и добилась успехов, став кандидатом в мастера спорта. Основное образование Яна получила в известной английской спецшколе, которая располагалась на Садовом Кольце, напротив Театра кукол. Его окружение в основном состояло из мальчиков, включая Василия, сына известного писателя-сатирика Аркадия Арканова.
Под тщательным контролем двух бабушек-врачей, Елены и Фани, Яна училась основам медицины и осваивала навыки оказания первой помощи, умея накладывать швы. Один раз девушка бесстрашно пришила ухо хомячку, откушенное котом, после чего заявила, что мечтает стать хирургом. Однако судьба распорядилась иначе. В 1983 году Яна поступила в Щукинское театральное училище, куда, как известно, не допускали студентов для участия в съемках фильмов. На заключительном курсе её пригласили в фильм «Узник замка Иф». Ректор Владимир Этуш, узнав о её самовольном отсутствии, отчислил её из института. Однако Яна восстановилась и успешно завершила обучение в 1989 году.
Актёрская карьера
Лишь на сцене Театра на Таганке, в спектакле Юрия Любимова «Перекресток», впервые проявилось актерское дарование Поплавской, где она исполняла небольшую роль, играя вместе с мамой.
Фактический актерский путь Яны начался с моментальной регистрации в актерской картотеке на Мосфильме, где она сразу же получила предложение от Ролана Быкова, но по какой-то причине эту роль получила другая девочка. Дебютом Яны в кино стала эпизодическая роль в фильме советско-польского производства «Помни имя свое» (1974). Для шестилетней Яны стало настоящим шоком, когда она узнала, что её эпизод оказался вырезанным при монтаже.
Однако в 1977 году, сыграв главную роль в фильме «Про Красную Шапочку», десятилетняя Яна обрела настоящую славу. С ней работали такие известные актёры, как Рина Зеленая, Евгений Евстигнеев и Галина Волчек. По словам самой Поплавской, за эту роль она была удостоена Государственной премии СССР за лучшую детскую роль, хотя официального подтверждения этому факту найдено не было.
Как заметила Яна, слава не повлияла на неё в негативном ключе:
«Чтобы мне не грозила слава, с детства за этим следили мои родители. У меня была строгая мама и два замечательных отца, которых я безмерно любила — родного отца я, к сожалению, потеряла в прошлом году (в 2021, — прим. ред). Мой отчим, хотя не по крови, но по духу очень близкий мне человек, ушел пять лет назад. Они всегда говорили мне: «У альпинистов есть пословица: самое главное — это не подняться на вершину, а спуститься с неё».
После роли в «Красной Шапочке» предложения о съемках посыпались на Яну одно за другим. В очередной лирической комедии «Суета сует» (1979) она воплотила роль задорной младшей сестры главного героя, а в мелодраме «Переходный возраст» (1981) сыграла серьезную и самостоятельную Ануцу. Экранизация её отца, администратора филармонии, была доверена Авангарду Леонтьеву, а Изольду сыграла Наталья Варлей. Помимо съемок в фильмах, Яна также принимала участие в детских телепередачах, таких как «Будильник» и «АБВГДейка».
В начале восьмидесятых зрители увидели более зрелую Яну в роли Людмилы Железновой в картине «Васса», где её экранной матерью была Инна Чурикова. В 1988 году Поплавская успешно справилась с образом Эжени, дочери барона Данглара, в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Главную роль Эдмона Дантеса сыграл Евгений Дворжецкий, а графа Монте-Кристо великолепно сыграл Виктор Авилов.
В 1990-е годы Поплавская значительно сократила своё участие в кино, но в начале 2000-х вновь начала появляться на экране, хотя и в менее значимых ролях: она сыграла маму Разбойницы в «Снежной королеве», роль дочки министра Юли в мелодраме «Московская история» и в дебютной картине своей семьи «Первая попытка».
Её фильмография пополнилась проектами «Громозека» (роль аптекарши), «Стерва для чемпиона» (тусовщица Эльвира Кот), «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (Софья Соколовская) и «Приличные люди» (нотариус).
Период затишья в съемках Поплавская заполнила работой ведущей на радиостанциях и телевидении. Так, с её участием выходили передачи «Видеомикс», «Времечко» и «Кинематографъ». Слушатели радиостанции «Сити-FM» отлично знают её программы «Министерство культуры» и «VIP-лимита».
В своих социальных сетях Яна Поплавская поддерживает благотворительные проекты, в частности, участвует в документальном сериале Саши Франка «Лики Донбасса», одна из серий которого посвящена восьмилетнему мальчику Савелию, который родился и растет под постоянными обстрелами. Также актриса приняла участие в проекте «Донбасс», в котором известные люди читают письма женщин, написанные с 2014 года. Одна из матерей написала о потере сына, после чего стала покупать православные крестики, чтобы надеть их на мужчин, идущих на войну.
Актриса также участвует в проекте, созданном для возрождения у детей привычки к чтению. Совместно с Российской государственной детской библиотекой она организует литературные фестивали и считает, что даже десяти лет люди детей вполне способны осмысливать произведения поэтов Серебряного века.
Мечтала стать хирургом
В детстве Яна Поплавская даже не задумывалась о карьере актрисы — её мечтой было стать хирургом. Она даже однажды самостоятельно пришила ухо хомяку, которое было отрезано котом. Яна считала себя недостаточно привлекательной для актёрской профессии, и её внешность, выделяющаяся среди сверстников, вызывала насмешки среди одноклассниц. Даже мама, будучи театральной актрисой, шутливо говорила, что для того, чтобы выдать Яну замуж, потребуется немалое приданое.
Про Красную Шапочку
Тем не менее, обаяние и непосредственность Яны были оценены кинорежиссерами. Снявшись в музыкальной сказке Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», десятилетняя девочка мгновенно стала всесоюзной звездой. В неё влюбились юные поклонники страны, а одноклассницы завидовали ей, ведь её Крошечка Шапочка получилась храброй и независимой, готовой прийти на помощь слабым, не боясь опасностей.
После этого последовали другие работы в таких фильмах, как «Фантазии Веснухина», «Васса» и «Узник замка Иф». Одной из самых удачных ролей Яна считает свою работу в фильме «Васса». В одной из сцен она столкнулась с трудностью правильно передать эмоциональное состояние своей героини, и в конечном итоге решила упасть в обморок, что сделало сцену невероятно выразительной.
Другие юношеские роли
В старших классах Поплавская продолжила свою кинокарьеру и до окончания школы снялась ещё в шести фильмах.
В 1981 году она сыграла в фильме Переходный возраст, где её мать, Евгения Поплавская, также исполнила одну из ролей.
В 1983 году вышел фильм по пьесе М. Горького Васса под руководством Глеба Панфилова, в котором Яна воплотила образ младшей дочери Людмилы, доброй и наивной девушки. Чтобы лучше понять свою героиню, юная актриса вместе с матерью посетила несколько больниц для душевнобольных детей, увидев человеческое страдание.
В фильме «Васса» (1983) Яна смогла продемонстрировать свои актерские способности и привлекла внимание слушателей.
Образование
В 1983 году Поплавская окончила московскую школу №23. Она мечтала стать врачом, хирургом — как её бабушки. Однако выбор, как это часто бывает, сделала мама, посчитав, что после стольких лет работы в театре её дочь должна обязательно поступить в театральный институт. Яна поступила в Щукинское училище, попав на курс Аллы Александровны Казанской.
В 1987 году, когда Поплавская была на четвертом курсе, её пригласил режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич на роль Эжени Данглар в советско-французском фильме Узник замка Иф по мотивам «Графа Монте-Кристо» А. Дюма. В тот период студентам театральных вузов запрещалось участвовать в съемках фильмов, и Яну отчислили из Щуки за самовольный отъезд на съемки. Однако актриса пришла в кабинет к ректору Владимиру Этушу и устроила настоящий переполох, громко заявив, что «Вы еще будете мне вручать диплом об окончании». Вскоре её восстановили, и она успешно закончила институт, получив диплом из рук самого Этуша.
В фильме «Узник замка Иф» (1988) Яна играла значимую роль в сложной истории, прибавив ещё одну яркую страницу в свою фильмографию.
Жирная точка
Проблемы не покидали Яну, так как она чувствовала себя перегруженной обязанностями по уходу за домом и материальными заботами, в то время как её муж, Гинзбург, пытался сосредоточиться на своей карьере, теряя самообладание в случае неудач. Его успехи делали его эгоцентричным и еще менее внимательным к домашним обязанностям, что расстраивало Яну.
В последние годы своего брака Поплавская чувствовала не любовь, а сочувствие к своему супругу, поэтому когда она узнала о его очередной измене, это не расстроило её, но, наоборот, дало надежду на освобождение от отношений. Однако Гинзбург не желал отпускать Яну, и в конце концов она сама решила покинуть их совместное жилище. Осознав, что их отношения подошли к концу, Сергей снял почти все их накопления с общего счета, хотя Яна надеялась потратить эти деньги на образование их сына Никиты.
не пропустите: Яна Поплавская о разводе с Сергеем Гинзбургом: «Мне говорили, что в свои 43 года я с ума сошла!»
Гинзбург забрал не только их совместные сбережения, но и загородный дом, и квартиру, завещанную бабушкой Климу. «Я, собственно, на неё и не рассчитывала, думала, Сергей будет там жить. Однако он продал её и приобрел более просторное жилье. Наверное, он всё тщательно распланировал. Первое время я была в шоке и трудно верила, что он оставил меня ни с чем. Зачем я усердно работала все эти годы, если в итоге просто оставила свою половину бывшему мужу? А он всем рассказывает, какая я злая, и что дети не хотят его видеть, так как я их против него настроила. Хотя старшему уже было 26, а младшему почти 15, и они сами могут разобраться в своих отношениях», — подчеркивала Яна.
Новая любовь
Развод оставил глубокий след в душе Яны, ведь человек, с которым она прожила четверть века, предал её и оставил практически ни с чем. В это же время кризис затронул и её карьеру: радиостанция «Сити FM», на которой она проработала долгое время, прекратила своё существование, важный проект в кино заморозили из-за нехватки финансирования, а два театральных проекта потерпели неудачи. Яна ушла и с должности преподавателя в вузе. Подруги начали убирать вещи Поплавской в комиссионные, поскольку сама она не хотела появляться на людях.
Оставшись фактически без средств к существованию и с ребенком, который еще учится и не может работать, ей приходилось привыкать к жесткой экономии: «Пришлось перейти на гречку, рис и капустные котлеты», — подчеркивала звезда.
Ситуация стала улучшаться, когда Яну начали снова приглашать на проекты, и её жизнь наполнилась новыми красками с приходом нового любимого человека. Радиоведущий Евгений Яковлев, младше Яны на 15 лет, окутал её заботой, какой она никогда раньше не ощущала. Если в браке с Гинзбургом Яна была вынуждена быть «мужиком в семье», то с Яковлевым она может оставаться женственной и хрупкой.
При этом Евгений неоднократно предлагал Яне выйти за него замуж, но только в 2019 году она согласилась. Влюбленные планировали свадьбу на весну 2020 года, приурочив её к окончанию строительства своего дома в Подмосковье, но пандемия COVID-19 нарушила эти планы, заставив перенести торжество. Тем не менее, поклонники догадывались, что Яни и Евгений могли зарегистрировать свои отношения в тайне.
В 2020 году Яна впервые стала бабушкой: у её старшего сына Клима родился малыш Иларий. Однако несмотря на крепкие отношения с молодым избранником, о материнстве Яна больше не задумывается. По её уверению, им с Евгением вполне хватает троих детей от предыдущих браков (у Яковлева есть дочка Лиза — прим. ред.), и перспектива стать 60-летней мамой её не привлекает. Теперь пришло время жить для себя и наслаждаться гармоничными отношениями.
«Ты добрый, умный, обладающий замечательным чувством юмора, ты построил дом, посадил не одно дерево, у тебя красивая дочь и золотые руки, которые могут всё на свете: строгать, пилить, красить, шлифовать, строить и сажать», — поздравляла Яна Евгения с недавним днем рождения. — «Ты профессиональный журналист и отличный муж, это означает, что я вышла замуж по расчету!»