После смерти Эльдара Александровича 30 ноября 2015 года средства массовой информации, подстегиваемые публикациями Стаса Садальского, бесцеремонно обрушились на вдову с обвинениями в том, что она не исполнила его последнюю волю. Утверждалось, что она не похоронила его рядом с его второй супругой, и что, возможно, она даже специально осуществила контакт с Никитой Михалковым для разрешения этой ситуации.
Эмма Абайдуллина
Эмма Абайдуллина оказалась не только третьей супругой признанного мастера кино Эльдара Рязанова, но и человеком, который сумел вдохнуть в него новую жизнь после утраты второй жены, Нины Скуйбиной. Она помогла ему вырывать себя из затянувшейся депрессии. После заключения брака с этим легендарным режиссером, Эмма, будучи журналисткой по профилю, приняла решение оставить свою карьеру ради заботы о любимом. Она внимательно следила за его состоянием здоровья и рационом питания и всячески поддерживала его в творческих начинаниях. Сам автор культовых фильмов, таких как «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Вокзал для двоих», подчеркивал, что в их отношениях они были как две лошади, положившие головы друг на друга.
Эмма Абайдуллина появилась на свет в Свердловске 15 мая 1941 года — в самом начале Великой Отечественной войны. После завершения общего образования она решила учиться на журналиста, и, получив диплом, устроилась на работу по специальности в своем родном городе.
Информация о личной жизни Эммы стала доступна благодаря её старшему сыну. Отец Эммы, Валико Парменович Русадзе, был уроженцем Кутаиси, родился в 1893 году и пропал без вести в первый год войны. Олег Бердюгин, её сын, неоднократно участвовал в акции «Бессмертный полк», неся табличку с именем своего деда, так как не осталось фотографий:
Я человек, изначально принадлежащий к нескольким народам. Во мне соединены русская, грузинская и татарская кровь. В нашей семье никогда не возникало тем для качественного сравнения национальностей — было бы смешно с таким интернациональным наследием думать иными способами. Однако эта тема никогда не была запрещенной — мы сами понимали абсурдность любых сравнений по вопросам национальности.
Карьера
Знаменитая уральская журналистка проработала значительное количество лет в Свердловске, публикуя свои материалы как в областных, так и в городских газетах, а также занимая должность редактора в киноцентре. Она сотрудничала, к примеру, в комсомольской газете «На смену!» и в начале июля 1978 года взяла интервью у известной певицы Аллы Пугачевой во время ее гастролей, оставшись в памяти артистки.
Многие журналисты… знали меня только по телевидению, а порой полезно присмотреться «к объекту» поближе. Помню, когда у нас проходили гастроли в Свердловске, Эмма Абайдуллина подошла ко мне и сказала: «Пожалуйста, не возражайте, если я немного постою рядом — я хочу понаблюдать за вами, чтобы потом написать. Если вы захотите поговорить со мной, я буду только рада». И никаких вопросов, — делилась воспоминаниями певица.
Такой подход произвел на певицу такое сильное впечатление, что она предложила Эмме встретиться позже для полноценного общения. В итоге, наблюдения и беседа привели к созданию статьи, которая, как считала Пугачева, хоть и не была идеальной, обрисовывала много того, что оставалось незамеченным другими журналистами.
Эмма Валериановна долгое время работала в Бюро пропаганды киноискусства, а позже продолжила писать о театре, музыке и кино, как в Ленинграде, так и в Москве. По своей работе она имела возможность общаться с известными людьми, среди которых были такие как дирижер-симфонист Евгений Колобов и сам Эльдар Рязанов.
После ухода из жизни супруга, Абайдуллина продолжала возглавлять киноклуб-музей, созданный в честь Эльдара, вплоть до весны 2021 года, когда передала свои полномочия Олегу Митяеву, близкому другу семьи.
В последние годы жизни Эмма Валериановна, учитывая свой возраст, редко давала интервью и почти не появлялась на общественных мероприятиях. Тем не менее, в конце 2022 года она не смогла сдержать свои эмоции и довольно резко высказалась по поводу музыкально-пародийного фильма «СамоИрония судьбы», который был выпущен телеканалом ТНТ. Вдова Рязанова отметила, что ей стыдно смотреть этот фильм, и она не желает даже слышать о нем, так как считает его откровенной глупостью.
Если бы не Эмма, то, может, и не стоило бы жить
Так сформулировал свою мысль Эльдар Рязанов о третьей супруге в финале своих мемуаров «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги». Они встретились в 1987 году на Московском Международном кинофестивале, известном как ММКФ. В тот момент Эмма работала журналистом в Бюро пропаганды киноискусства и брала интервью у режиссера. В то время о романе еще не могло быть и речи, поскольку Рязанов был женат на Нине Скуйбиной, главном редакторе Мосфильма.
В 1994 году Нина Скуйбина уступила жизнь раку. Болезнь была обнаружена слишком поздно, и даже попытки найти редкие лекарства не смогли помочь, как не спасла и операция за границей. Оставшись наедине с горечью утраты, Рязанов погрузился в подавленное состояние. По словам современников, отношения с Абайдуллиной вернули ему смысл жизни.
— Нина умирала долго и мучительно. Ее болезнь не была для нас тайной. Одинокие женщины готовились «налететь» на Эльдара. Он был поистине желанной партией: известный, обеспеченный, остроумный человек, с ним открывались совершенно новые горизонты. Эльдар имел широкий выбор: актрисы, бизнесвумен, но он выбрал внимательную и умную Эмму. Управлять Эльдаром Рязановым — это значит управлять сложной организацией, требующей постоянного обслуживания, — делилась своими мыслями писательница Виктория Токарева.
Эльдар остался один с разбитым сердцем. Он оказался в бездне, и ему был нужен спасательный круг. Эмма тоже нуждалась в помощи, и она ухватилась за него.
Они поженились в 1995 году, и на тот момент у каждого из них уже были по два брака. В день их свадьбы теневые воспоминания о прошлых отношениях не оставляли их в покое — как сообщали СМИ, первый тост Рязанов произнес в честь своей покойной жены Нины. Однако со временем он стал более сдержанно высказываться по поводу Скуйбиной.
— Эмме тяжело было слышать об этом, — отмечал он.
Последняя любовь — мятежный случай
Рязанов посвятил Эмме свои стихи, а она, в свою очередь, посвятила ему свою жизнь. Уйдя из своей профессии, Эмма Валериановна стала верным спутником Эльдара в поездках, заботилась о нем и была в курсе всех его дел.
— Она была его верным помощником, мудрой сопроводительницей, муза. Сколько стихов он написал в ее честь! Как заботливо она ухаживала за ним, как защищала его, — вспоминал известный кинокритик Александр Мельман.
К сожалению, здоровье Рязанова стало постепенно ухудшаться. У него сначала возникли проблемы с легкими, а затем развилась сердечная недостаточность. Современники утверждали, что любовь Эммы продлила ему жизнь, и сам Рязанов не раз это подчеркивал.
— Можно смело утверждать, что я живу только благодаря Эмме. В жизни важно находить хоть какой-то смысл. Я такой человек — могу долго находиться в унынии. Она постоянно напоминает мне: «Главное, держись за меня». Вот я и держусь. — так описывал своё состояние сам режиссер.
Сердце Эльдара Рязанова остановилось в ноябре 2015 года. По словам тех, кто близок к Абайдуллиной, после утраты она значительно изменилась — ее лицо постарело, а настроение стало подавленным.
Эмма Валериановна, так и не оправившись полностью от трагедии, продолжала управлять киноклубом имени её мужа. Она организовывала там литературные вечера, приглашала друзей Рязанова, занималась сбором всех возможных артефактов, имеющих отношение к его жизни и работе.
Вдова, а не спасательный круг
Смерть Эльдара Рязанова привела к множеству скандалов. Одним из самых громких стало обсуждение его последней воли. Как сообщали средства массовой информации, после смерти своей второй жены, Рязанов добился через Наину Ельцину своего желания — он хотел, чтобы Нина Скуйбина была похоронена на Новодевичьем кладбище, и именно там он собирался упокоиться. Для него было подготовлено место, однако Абайдуллина воспротивилась этому, и великого мастера похоронили в отдельной могиле.
Некоторые близкие друзья Рязанова не смогли смириться с тем, что произошло. Актер Стас Садальский в одном из своих блогов опубликовал резкую заметку с заголовком: «Последний плевок последней жены в гроб Мастера».
— Тело не успело остыть, как Эмма Абайдуллина сразу же обратилась к Михалкову с просьбой об отдельном захоронении для мужа. И он организовал для него другую могилу на Новодевичьем кладбище, — написал расстроенный артист. — У меня нет слов. Последняя воля — это, ведь, как последняя надежда беспомощного человека, это вера в родного человека, который вас любит и готов сделать ради этого всё. Эмма никогда не была близкой и уж тем более любящей…
В защиту последней любви Рязанова выступила Виктория Токарева, которая знала настоящую суть отношений между кинорежиссером и журналистом.
— Это можно понять. Эмма прожила с ним двадцать лет, была верна ему и хотела остаться в памяти будущих поколений не просто как его помощница, а как его вдова. Эмма регулярно навещает его могилу, ухаживает за ней, поливает цветы, рассказывает, что нового происходит в стране, в их поселке, и что происходит в киноклубе Эльдара, — рассказала она.