Татьяна Михайловна Лиознова

Хотя Татьяна Лиознова никогда не была замужем, в кругу её поклонников значились такие известные личности, как Константин Симонов и Арчил Гомиашвили. Однако вместо того, чтобы заниматься личной жизнью, Татьяна Михайловна посвятила своё время заботе о матери, которая осталась единственным близким человеком для неё после смерти отца.

Татьяна Лиознова

Каждый фильм для Татьяны Лиозновой был как ребёнок, появившийся в результате многочисленных усилий. Она могла долгое время оставаться без работы и средств, лишь бы найти подходящий сценарий. И каждый раз, когда ей это удавалось, она радовала зрителей новыми кинематографическими шедеврами. Ленты Татьяны до сих пор смотрят с наслаждением, вспоминая её как выдающегося режиссёра и поразительную женщину.

Татьяна родилась 20 июля 1924 года в столице Советского Союза. Её родители были еврейского происхождения. Отец, Моисей Александрович, получил образование как инженер-экономист. На фронт он призвался в начале Второй мировой войны, и, к сожалению, погиб, когда Татьяне было всего 17 лет.

Мать Татьяны носила имя Ида Израилевна. По разным источникам, она либо закончила три класса школы и занималась шитьем, либо трудилась экономистом до начала войны. После смерти мужа Ида больше не вышла замуж, сама вырастила дочь и была с ней в очень близких отношениях.

В детстве Татьяна проявляла выдающиеся музыкальные способности. Она мечтала научиться играть на скрипке, но, услышав ужасные звуки инструмента, когда нота берется неверно, она разочаровалась и отказалась от этой идеи.

Интерес к профессии режиссёра проявился у неё ещё в раннем возрасте. Однажды, проводя время в пионерском лагере, они встретили известного актёра Юрия Любимова. Собравшись с духом, Татьяна подошла к нему и попросила помочь организовать театральный кружок в своей школе. Первая постановка, в которой она сыграла главную роль, называлась «Детство маршала».

Татьяна Лиознова в молодости

После окончания школы Татьяна поступила в авиационный институт. Однако проучившись там всего один семестр, она в 1943 году подала документы во ВГИК и была принята на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Однако вскоре студентка была отчислена за отсутствие жизненного опыта, не удовлетворяющего требованиям преподавателей.

Татьяна позже говорила, что очень долго плакала после этого, но затем решила не сдаваться. Она собрала группу отчисленных студентов и вместе с ними поставила спектакль «На полустанке» по своему авторскому сценарию. Это успех вновь открыл для них двери в институт, и к тому времени, когда наступил выпуск, её начали называть первой ученицей Герасимова, что не вызывало у неё приятных чувств, ведь она не считала, что имеет какие-либо настоящие привилегии.

В качестве курсового проекта Татьяна поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Этот танец впоследствии был использован в картине «Молодая гвардия». На третьем курсе Герасимов взял её в свою команду для помощи в театре и на съемках фильмов. Таким образом к 1949 году, к моменту получения диплома, Лиознова уже имела опыт работы в качестве режиссёра.

Фильмы Татьяны Лиозновой

После окончания института Татьяну назначили на киностудию имени Максима Горького. Однако она не успела как следует приступить к работе, так как была быстро уволена. Позже, в интервью, Лиознова утверждала, что причиной её увольнения стала её национальность.

Чтобы не оставаться без средств к существованию, в юности Татьяна шила и кроила вместе с матерью. На съемочной площадке она выполняла любую работу, принимаясь за обязанности ассистента, монтажера и освещателя. В конечном итоге ей помог Герасимов, который приглашал её работать в театре и кино.

Это интересно:  Ольга Лапшина

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов

В 1953 году Татьяна вернулась на киностудию имени Горького. Спустя 5 лет она приступила к работе над своим дебютным фильмом «Память сердца», сценарий к которому был написан Герасимовым и Макаровой. Именно в этом проекте проявилось ее стремление показывать на экране героических персонажей, что она сама не раз подчеркивала, говоря, что в каждой картине отражалась часть её самой.

Вторая полноценная работа Татьяны — фильм «Евдокия», созданный по повести Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая главную роль, раскрылась в этой картине с новой стороны. Их сотрудничество продолжилось и в фильме «Рано утром».

Героическая тематика также просматривается в работе Лиозновой «Им покоряется небо», посвящённой летчикам-испытателям. За эту ленту она была удостоена премии «Золотое крыло». Как отметила сама режиссер в интервью, идею для фильма она нашла, листая журнал «Октябрь» после длительного перерыва в творчестве.

В 1967 году вышел фильм «Три тополя на Плющихе», снятый по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». На Международном кинофестивале в Аргентине этот фильм получил высокую оценку. Главную роль исполнила Татьяна Доронина, которую Лиознова выбрала за её трогательное исполнение знаменитой песни «Нежность», имеющей для неё особое значение.

Однако настоящей вершиной её творчества стал сериал «Семнадцать мгновений весны», основанный на романе Юлиана Семенова, где главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Процесс создания картины занял три года, и Лиознова уделяла большое внимание правильности атмосферы, костюмов и декораций, чтобы всё соответствовало духу времени.

С момента премьеры этот сериал был признан шедевром и в течение почти 40 лет постоянно показывался по телевизору. В интервью Татьяна Михайловна упоминала о том, что среди поклонников «Семнадцати мгновений весны» был Леонид Брежнев, который, как было известно, не пропускал ни одной серии и переживал за судьбу главного героя.

После успешного релиза фильма о Штирлице Лиознова сделала перерыв в съемках на шесть лет. В это время она занялась преподаванием и вместе со Львом Кулиджановым создала новую актерскую мастерскую во ВГИКе.

В 1980 году Татьяна вернулась к работе, взявшись за двухсерийный фильм «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Гельмана. На тот момент спектакль по этой пьесе уже был поставлен, и Татьяна смотрела его с целью вдохновения.

Владимир Путин и Татьяна Лиознова

Следующим проектом стал мюзикл «Карнавал», который Лиознова считала наиболее автобиографичным из всех своих работ. Как и главная героиня, сыгранная Ириной Муравьевой, молодая Татьяна преодолевала трудности на пути к своей мечте о кино. Наиболее сложной частью работы над фильмом стало согласование графиков для всех участников съёмки, и иногда команде приходилось следовать за ними по разным городам.

Девушка с хлопушкой

Многие, впервые увидев Татьяну Михайловну, не могли поверить, что эта маленькая хрупкая женщина, ростом чуть больше метра, на самом деле способна держать в строгости всю съёмочную группу, включая самых капризных актёров. Однако сами актёры утверждают, что так оно и есть. Лиознова относилась к ним с уважением, словно к настоящим богам, но в то же время была строгой и требовательной, как железный канцлер, как отзывался о ней Василий Лановой. Тем не менее, именно благодаря Лиозновой многие актёры добились ошеломительного успеха, что особенно касается, конечно же, «Семнадцати мгновений весны».

Земфира, Татьяна Лиознова, Фаина Раневская, Анна Семенович, Татьяна Агафонова и Дуся Германова.

Трудное детство закалило характер Татьяны, и она не сдалась, даже когда её отчислили из ВГИКа за «профнепригодность», ведь якобы она была слишком вы́пускная и не имела достаточно опыта для исполнения профессии режиссёра. Лиознова не стала спорить и просто доказала свою пригодность делом: она вместе с другими отчисленными студентами поставила спектакль и продемонстрировала его преподавателям. После этого её немедленно приняли обратно.

После окончания учёбы её испытания не закончились. Едва утратив работу после распределения на киностудию имени Горького, Татьяна вновь столкнулась с трудностями из-за графы о национальности в паспорте. Однако Татьяна не оставила мечту о кино: она подрабатывала, выполняя разные работы — была помощником, сигнализировала о начале съёмок с помощью хлопушки, занималась освещением и монтажом. И, в конце концов, изучив кино на практике, она смогла добиться своего — получила должность второго режиссёра. Её первой самостоятельной работой стал фильм «Память сердца» в 1958 году, и после этого никто уже не смел ставить под сомнение её статус как режиссёра.

Это интересно:  СТАЛИН, КОБА И СОСО

Начался и закончился

На протяжении всей вынужденной безработицы и нехватки денег Татьяна, чтобы свести концы с концами, хваталась за любую подработку. Она начала писать статьи для «Литературной газеты», которую тогда возглавлял Константин Симонов. Он обратил внимание на привлекательную новую сотрудницу — черноглазую девушку. Татьяне было льстительно внимание известного поэта, но ее мать была крайне недовольна тем, что её дочь проводит время с мужчиной, значительно старше её по возрасту. Именно она и остановила только начинавшийся роман на корню. Однажды, увидев, как Татьяна возвращается домой на такси в компании Симонова, строго спросила: «Разве я давала тебе деньги на такси?» После этой выволочки будущая режиссер старалась избегать встреч с главредом, не подходила к телефону и просила соседей говорить, что её нет дома.

На этом закончился и роман с известным режиссёром Станиславом Ростоцким, с которым Татьяна познакомилась во время работы над фильмом «Земля и люди» в 1954 году. Он был перспективным режиссёром, пользовавшимся уважением у Козинцева, а она — его молодая ассистентка. Их отношения продолжались и после съемок, однако вскоре перерастали в крепкую дружбу.

Кинокритик Вячеслав Шмыров, который хорошо знал Татьяну, говорил: «Она всю жизнь воспринимала его как друга. Хотя в юности многие отношения так или иначе переходят из одного состояния в другое, так что ничего удивительного в том, что их роман начался и быстро закончился».

Как эта маленькая хрупкая женщина держит всех в ежовых рукавицах?

Личная жизнь

Татьяна Лиознова никогда не была замужем, хотя в её жизни всегда находились мужчины, которые проявляли к ней интерес. Режиссер никогда не упоминала их имён, однако по некоторым источникам её неоднократно видели в компании Арчила Гомиашвили.

На протяжении многих лет Татьяна жила с матерью, с которой у неё были очень доверительные отношения. С возрастом Ида Израилевна нуждалась в заботе, и Татьяна всё чаще отказывалась от работы, чтобы больше проводить времени с ней.

Татьяна Михайловна Лиознова

После внезапной смерти в 1960-х годах летчика-испытателя и её друга Василия Калашенко, Татьяна удочерила его дочь, которая осталась сиротой. Людмила стала для неё родной дочерью и оставалась с приёмной матерью до её последних дней.

Татьяна Лиознова была вынуждена изменить своё отчество, так как в Советском Союзе к евреям относились неоднозначно. Она была членом кинематографистов и входила в комитет Антисионистского комитета, работающего с общественностью.

В 2004 году в честь своего восьмидесятилетия Лиознова была снята документальная работа, озаглавленная «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». В этом фильме сама режиссер рассказала о своём творческом пути и о сложностях профессии кинематографиста.

Смерть

Татьяна Лиознова покинула этот мир 29 сентября 2011 года после длительной борьбы с тяжелой болезнью. После кремации её урна была помещена в могилу к её матери.

Татьяна Михайловна Лиознова

В 2016 году на здании киностудии имени Максима Горького, где она проработала сорок лет, была установлена мемориальная доска с изображением Татьяны Лиозновой.

Упоминания в новостях

Рейтинг известных персон, родившихся 20 июля

Рейтинг известных персон, родившихся 20 июля

Сергей Собянин поздравил с днем рождения народную артистку РФ Ирину Муравьёву

85-летнего Леонида Куравлева забрали в больницу из дома дома престарелых

ГлобалМСК.ру акцентирует внимание на деятельности известных персон — политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, культурных деятелей и спортсменов. Их мнения во многом определяют развитие политической, общественной и экономической жизни как Москвы, так и Московской области. Раздел постоянно обновляется нашими журналистами, чтобы информация оставалась актуальной. Здесь можно найти сведения о генеральных директорах и президентах ведущих московских компаний, а также о чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.

Это интересно:  Ушел из жизни в 41 год. Что случилось с актером Юозасом Киселюсом из Долгой дороги в Дюнах

Цель данного проекта — создать комфортное информационное пространство для взаимодействия всех участников рынка и познакомить читателей с выдающимися личностями Москвы.

Мы составили обширную базу персон в Москве, включающую информацию о карьере, образовании и других значимых аспектах жизни человека.

Используя автоматический подсчет упоминаний личностей в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале, мы формируем рейтинг популярности и влияния данных персон. Команда ГлобалМСК.ру следит за изменениями в рейтинге и поощряет участников проекта за достигнутые успехи. В целом, рейтинг формируется на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает состояние информационного поля, создаваемого СМИ и пресс-службами в отношении организаций.

«Деловые люди Москвы» — проект о людях, идеи, слова и поступки которых оказывают значительное влияние на развитие и процветание Москвы.

Татьяна Лиознова — Железная леди советского кинематографа, которая любила, а замуж не вышла

Получайте каждый день на почту самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Татьяна Лиознова. / Фото: www.kino-teatr.org

Ее фильмы всегда отличались живым и достоверным изложением: «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Три тополя на Плющихе» — сильные, яркие, поистине народные картины, которые могла снять только она — хрупкая, немного миниатюрная женщина с крепким характером. Она пользовалась симпатией Константина Симонова, испытала любовь к Арчилу Гомиашвили, а академик Кириллин даже предлагал ей свою руку и сердце. Тем не менее, замуж Татьяна так и не вышла.

Железный характер

Татьяна Лиознова. / Фото: www.tmdb.org

Татьяне было всего 17 лет, когда началась Великая Отечественная война. В тот момент, когда её отец уходил на фронт, мать Ида Израилевна задавала ему вопрос — как же быть с дочерью. Отец посоветовал ей разрешить дочери делать то, что она считает правильным. В результате Ида не стала препятствовать Татьяне, когда та после первого семестра бросила авиационный институт, и в 1943 году решила поступить во ВГИК на режиссёрский факультет.

Однако уже в первом полугодии её чуть не отчислили, но Татьяна впервые проявила свой стальной характер, представив педагогам свои учебные работы и удивив наставников своей зрелостью и широтой режиссёрского видения.

Татьяна Лиознова. / Фото: www.april-knows.ru

Уже на третьем курсе она принимала участие в съёмках фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия» в качестве ассистента режиссёра по актерам.

После окончания института Татьяна была распределена на киностудию имени Горького, но очень быстро её уволили, опять же, из-за её общения национальности. Однако даже это не заставило её оставить возможность работать в кино. Год она подрабатывала, обшивая знакомых, прежде чем вновь вернуться на киностудию и пройти путь от ассистента до режиссера.

Знаменитый поклонник

Константин Симонов. / Фото: www.ruspioner.ru

Во времена вынужденной безработицы Татьяна Лиознова подрабатывала в «Литературной газете», редакция которой в то время была руководима поэтом Константином Симоновым. Он обратил внимание на изящную миниатюрную девушку и начал проявлять к ней знаки внимания. Безусловно, внимание такого высокого человека было приятно.

Когда однажды Константин Михайлович проводил Татьяну домой на такси, её мать, Ида, строго отчитала дочь, дав понять, что ей не нравятся поездки в такси за чужой счет. Тем не менее, девушка не выступала против, понимая, насколько они далёки друг от друга.

Знаменитый режиссёр

Станислав Ростоцкий. / Фото: www.vm.ru

В 1954 году Татьяна Лиознова работала ассистентом у режиссера Станислава Ростоцкого на съемках фильма «Земля и люди». В процессе работы она увлеклась своим покровителем-режиссёром.

Их отношения стали более близкими во время совместной работы, однако по прошествии времени Татьяна Михайловна всё еще говорила о Ростоцком как о друге. Она глубоко переживала его смерть.

Летчик-испытатель

Василий Колошенко. / Фото: www.goodhouse.ru

Оцените статью
SteamStyle
Добавить комментарий