Альберт Леонидович Филозов появился на свет в Свердловске, ныне известном как Екатеринбург, 25 июня 1937 года. Его мать пришла из бедной, но когда-то зажиточной украинской семьи, которая была раскулачена и бежала за Урал. Именно здесь мама Альберта познакомилась с Леонидом Филозова, мужчиной польского происхождения, который был очарован социалистическими идеями, господствовавшими в Советском Союзе.
Альберт Филозов
Альберт Леонидович Филозов стал выдающимся актером как в советском, так и в российском театре и кино. Он также занимался преподаванием, являясь профессором РАТИ и педагогом ВГИКа. За свои заслуги в области искусства Филозов был удостоен звания Народного артиста.
Телезрители запомнили Альберта Филозова как Человека в футляре, что стало неофициальным названием, ярко отражающим его индивидуальность. В мире театра этот артист занимал уникальное место благодаря своей замкнутости и отстраненности, что выделяло его среди коллег. Эти же черты характера часто проявлялись и в образах его героев, которые, как правило, были отмечены застенчивостью, внутренним конфликтом, а также мечтательностью. Эти качества придавали некую загадку как ему самому, так и его персонажам.
Будущий артист появился на свет в Свердловске, в семье, где финансов положение было далеко от идеала. Его мама работала киномехаником в кинотеатре, что предоставило Альберту уникальную возможность погрузиться в мир кино с раннего детства. Он часто пересматривал любимые фильмы, что способствовало развитию его творческой натуры.
Во время учебы в школе Филозов проявил свои вокальные способности, присоединившись к пионерскому хору, где вскоре занял место солиста. Концерты хора даже транслировались по местным радиостанциям. Однако, семья будущего актера переживала финансовые трудности, поэтому после седьмого класса ему пришлось устроиться работать на завод шарикоподшипников, где он изучал токарное дело, продолжая получать образование в вечерней школе.
Переломным моментом в жизни Альберта Филозова стали 1955 год, когда ему исполнилось восемнадцать. Тогда он услышал о Школе-студии МХАТ, которая проводила отбор студентов. Собравшись с духом, он решился на прослушивание и был зачислен в класс Виктора Станицына, успешно завершив обучение через четыре года и получив заветный диплом.
Театр
По окончании института Альберт Филозов присоединился к труппе Московского драматического театра имени Станиславского, где работал до 1989 года. В этом театре Филозов стал известным благодаря таким постановкам, как «Взрослая дочь молодого человека» и «Первый вариант Вассы Железновой».
В тот же период его приглашали на работу и в другие столичные театры. На сцене Таганки он исполнел главную роль в пьесе «Серсо». В 1989 году Альберт Филозов активно выступал на сцене Школы современной пьесы.
Если изучить его творческую биографию, можно заметить, что он также занимался преподавательской деятельностью. В 1995 году вместе с Арменом Джигарханяном он основал первый актерский курс во ВГИКе и продолжал работать в этой сфере, занимая должность профессора на кафедре режиссуры в РАТИ.
В 2007 году Альберт Филозов осуществил свою мечту, став режиссером и поставив спектакль «2×2=5» на сцене театра Школы современной пьесы. Эта работа стала успешным дебютом, за которым последовал новый проект — «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей».
Факт № 2. Работал токарем, спасался в драмкружке
В 16 лет, когда Альберту приходилось зарабатывать средства к существованию из-за нехватки маминой зарплаты, он устроился на работу токарем на завод подшипников. Эта работа казалась ему слишком монотонной, и единственным местом, где он мог найти отдушину, стал заводской драмкружок, куда он стал регулярно ходить после работы. Однажды в Свердловск приехала комиссия из Школы-студии МХАТ, и они начали отбор талантливых студентов, включая участников заводского драмкружка.
Как вспоминает сам Филозов, когда он попытался представить себя на прослушивании, то считал, что у него не было шансов. Он описывал себя как хилого, рыжего и длинноносого юношу, совершенно не подходящего под образ привлекательного актера, которого ждали на экранах — таких, как выразительные Олег Стриженов или Владимир Дружников. Но, к его удивлению, его приняли, — рассказывал Филозов в интервью изданию «Собеседник».
Факт № 3. Стирал рубашку каждый день
Во время учебы в Школе-студии МХАТ Альберт проживал в общежитии, которое находилось в бывших казармах, где в годы Первой мировой войны содержались австрийские военнопленные. На окнах общежития остались решетки, а вода была только холодной. У Альберта была всего одна белая рубашка, которую он стирал каждый вечер и утюжил утром обычным чугунным утюгом. По его словам, он не мог представить, что пойдет на занятия в грязной рубашке, ведь с первых дней учебы считал Школу-студию своим храмом искусства.
Альберт Филозов также отмечал, что обладает особенно острым обонянием и что запахи играли важную роль в его жизни. По его наблюдениям, неприятные запахи ассоциировались с несчастьями, тогда как приятные приносили радость. С детства Филозов любил запах книг и нагретой кинопленки в кинопроекторе. Однако одним из наиболее запоминающихся запахов его детства был запах карболки, использовавшейся для дезинфекции. Филозов замечал, что также запоминает запахи людей, с которыми он знакомится. Например, он влюбился в свою третью жену, Наталью Стоцкую, именно из-за её аромата, который дерзко напоминал о свежести и молодости, когда он ее встретил. В это время ему было почти 50 лет, в то время как Наталья была на 20 лет моложе.
Театральные работы
После успешного завершения учебы в высшем учебном заведении Альберт был приглашен в труппу театра имени Станиславского. В этот период ему приходилось исполнять многие роли Евгения Леонова, который был занят съемками в кино и редко посещал сцену. Альберт столкнулся с необходимостью копировать манеру игры известного артиста, что не соответствовало его стилю, и поэтому через год он покинул театр имени Станиславского и поступил в театр имени Ермоловой, где худрук изначально заметил его еще на выпускном курсе.
После нескольких спектаклей в театре Ермоловой Альберт был призван в армию, где полгода прослужил в саперных войсках, затем его перевели в музыкальную роту Рязанского училища связи, где он научился играть на альте.
После того как он отслужил положенные два года, Филозов вернулся в театр имени Станиславского, где продолжал работать до 1984 года. В это время он также часто выходил на сцену театра на Таганке и уделял много времени Школе современной пьесы.
В начале девяностых годов Филозов, сотрудничая с Арменом Джигарханяном, начал преподавать в ВГИКе и был одним из педагогов на режиссерском факультете РАТИ. В 2007 году, став театральным режиссером, Альберт Леонидович поставил дебютный спектакль «2х2=5». Этот проект встретил позитивную реакцию как критику, так и публики, вслед за которым последовал новый спектакль «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей», который также был благосклонно принят зрителями.
Кинокарьера
Первые шаги в кино у Филозова были неудачными. На третьем курсе его утвердили на одну из ведущих ролей в фильме «Зеленый фургон», съемки которого должны были проходить в Одессе. Однако по приезде в город Альберт узнал, что съемочная группа не согласовала его участие с руководством института, и он рисковал быть expelled. В ужасе Филозов решился вернуться в Москву, бросив съемки, и на целых десять лет оказался в немилости режиссеров, которые сочли его поступок непрофессиональным.
Лишь в 1968 году ему удалось появиться на экране, сыграв роль немецкого офицера в фильме «Сыны отечества», что привлекло внимание зрителей и киноведов. Постепенно Альберт приобрел репутацию актера, который сочетает в себе благородство и интеллигентность с легким налетом буржуазности. Его фильмография быстро пополнилась яркими ролями, среди которых два memorable: отец Ромы в «Вам и не снилось», нацист Шернер в «Тегеране-43», глава семейства Бэнкс в музыкальной сказке «Мэри Поппинс, до свидания» и многое другое.
Филозов сыграл более полутора сотен ролей в кино на протяжении долгих лет своего творчества и был удостоен звания Народного артиста РФ за свои выдающиеся достижения в искусстве.
Альберт Леонидович никогда не скрывал своей любви к женщинам и не мог устоять перед их красотой и обаянием. На сцене и в кино его партнершами были такие известные актрисы, как Наталья Андрейченко, Любовь Полищук, Ирина Алферова и Ирина Мирошниченко, что порождало множество слухов и сплетен. Это также повлияло на его отношения с первой женой, Лидией, врачом-анестезиологом, с которой он развелся вскоре после свадьбы в 1961 году. Во втором браке с театроведом Аллой у актера родился сын Андрей, который впоследствии стал литератором. Однако и этот союз распался после почти двадцати лет совместной жизни. В этом разводе ключевую роль сыграла 30-летняя украинка, помощница режиссера Наталья Стоцкая, с которой Альберт познакомился на съемках в Киеве в 1986 году. Актер ушел от своей семьи и начал отношения с Натальей в гражданском браке, позже сделав ей официальное предложение. В этом союзе родились две дочери: Аня в 1994 году и Настя в 1998 году. К сожалению, 11 апреля 2016 года Альберт Филозов скончался. Панихида прошла в родной Школе современной пьесы, и его похоронили на Актерской аллее Ваганьковского кладбища.
Несостоявшийся дебют в кино
Студентам Школы-студии МХАТ было категорически запрещено участвовать в съемках. Но однажды Филозов получил приглашение на пробы к фильму «Зеленый фургон». Обещали, что организуют разговор с преподавателями и освободят его для съемок, и Альберт, поверив в это, отправился в Одессу. На всякий случай он купил обратный билет с открытой датой.
Советуем прочитать: Марина Шиманская: Слава, закат карьеры и предательство любимого в судьбе звезды х/ф «Берегите женщин»
Когда Филозов прибыл в Одессу, он понял, что никто ни о чем не договорился. В страхе, что его отчислят, он под предлогом отойти попить воды, сбежал с пробы. За ним началась настоящая погоня со стороны съемочной группы, но он, как юный рысь, помчался в аэропорт. Ему удалось занять место в самолете, когда трап уже поднимали.
Этот инцидент обернулся долгими десятью годами, когда Филозов не получал приглашений в киноиндустрию.
Скрывая, что актер, два года служил в армии
В студенческом спектакле Филозов привлек внимание начинающих режиссеров Алова и Наумова, которые искали актера для фильма «Ветер». Но тогда у него не сложилось. Его путь в кино был затруднен опытами с «Зеленым фургоном»; студенты не имели права сниматься. Все оказалось так же. В итоге на съемки его не отпустили.
Альберт вспоминал, что он сбежал под предлогом сходить попить воды. «Когда уже объявили посадку, я мчался по летному полю, а директор и администратор гнали за мной. Когда подбегал к самолету, то трапа уже не было. Я закричал и замахал билетом. Хорошо, что это был маленький самолет — я подпрыгнул, ухватился за лестницу и влез внутрь,» — делился он позже.
В качестве наказания за этот инцидент следующие десять лет его не снимали, кроме редких эпизодов в малозначительных фильмах.
Несмотря на диплом Школы-студии МХАТ, он пришел в Московский драмтеатр им. Станиславского и должен был играть роли, которые раньше исполнял Евгений Леонов, у которого была весьма популярная репутация. Это добавляло ему стресса, ведь зрители приходили именно за ним, а не за новым, не очень известным актером. Вскоре Филозов ушел в Театр имени Ермоловой, но не успел раскрыть свой талант — его призвали служить в армию.
Альберт служил два года в армии, скрывая свою профессию. Он находился в саперном батальоне, учился в Рязанском училище связи, где командовал военным оркестром, а затем служил в Матросской Тишине, где также являлся младшим сержантом. Даже ночью он иногда убегал в самоволку, стараясь всегда возвращаться до подъема. Он делился воспоминаниями о службе, которая была полна жестоких правил и недостатка прав; малейшая ошибка могла оставить его без еды.
После демобилизации Филозов провел двадцать лет в театре Станиславского, несмотря на сложное начало карьеры. Ему нужно было преодолеть трудные времена, а слухи о том, что из него не получится большого актера, лишь добавляли трудностей. Но, несмотря на все преграды, он продолжал стремиться к своей мечте.
Квартиру купил незадолго до смерти
Начальные проекты в кино, с которыми работал Филозов, не были особенно успешными. Несмотря на то, что вскоре его стали замечать и он становился все более востребованным, значимые картины в его карьере появились намного позже. К ним относятся «Тегеран-43», «Вам и не снилось», «Человек с бульвара Капуцинов», а также «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Особенно замечательными стали детские фильмы с его участием, такие как «Расмус-бродяга», «Черная курица, или Подземные жители», «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Рыжий, честный, влюбленный».
С 1989 года вплоть до последних дней своей жизни Альберт Леонидович находился в Школе современной пьесы, одним из основателей которой он стал вместе с Иосифом Райхельгаузом и Любовью Полищук. Наибольшую популярность среди публики приобрели его спектакли «Пришел мужчина к женщине», который был сыгран 500 раз, и «А чой-ты ты во фраке?». В театре Филозов также выступил как режиссер.
Альберт Леонидович был трижды женат. В первый раз на молодости; этот брак оказался тренировочным — после демобилизации Филозов развелся. Второй брак, в котором родился сын Андрей, длился 20 лет. Позже, после уже гражданского брака, Филозов решился на официальное венчание с Натальей, которая была на 20 лет моложе его. В этом союзе родились Настя и Аня. К тому времени Филозов уже стал дедушкой.
Народный артист завершил строительство дачи, когда ему было под 70 лет, а собственную квартиру купил лишь в 74 года, вложив все свои сбережения.
В последние годы своей жизни Альберт Филозов мужественно боролся с онкологией, при этом продолжая выступать на сцене и сниматься в кино, пока у него хватало сил. Он скончался в квартире своей второй жены, рядом с сыном, которому диктовал воспоминания о своей жизни и карьере.