Свадьба в Малиновке

В период съемок культового мюзикла «Свадьба в Малиновке» электричества в селе не было, и актерам приходилось спасаться от палящего солнца, прячась в погребах. Корреспондент агентства Минск-Новости вновь возвращается к интересным деталям создания фильма.

Михаил Водяной

Михаил Водяной запомнился зрителям как актер, мастер комедийного жанра. На протяжении своей долгой творческой карьеры он воплотил множество ярких ролей. В 70-х годах, будучи Заслуженным артистом СССР и представителем двух союзных республик, он возглавил Одесский музыкальный театр. На этой ответственной позиции он не только управлял труппой, но и активно участвовал в театральных постановках, а также снимался в кино.

Михаил Григорьевич Водяной появился на свет в конце 1924 года. Его ранняя биография была неразрывно связана с Харьковом. По неподтвержденным данным, его предки были еврейского происхождения и носили фамилию Вассерман.

Его мать, Анна Львовна, воспитывала не только Михаила, но и его родного брата Роберта, наряду с тем, что вела домашнее хозяйство. Отец, Григорий Михайлович, занимал высокую должность в республиканском отделе снабжения, что обеспечивало семье стабильный доход и достойные условия жизни для мальчиков.

В конце 30-х годов семья переехала в предгорья Большого Кавказа, где новым домом для будущего актера стал курортный Кисловодск. В этом городе он посещал общеобразовательную и музыкальную школы, а также стал участником драматического кружка. Это играло важную роль в его дальнейшей карьере.

Накануне Великой Отечественной войны, стремясь развить свои таланты, Михаил Водяной принял решение получать высшее образование в театральном вузе и без особой подготовки успешно сдал вступительные экзамены в ленинградский институт.

В связи с угрозой оккупации Северной столицы студентов вместе с преподавателями эвакуировали в безопасные районы Сибири, и окончательное становление талантливого артиста произошло в Томске.

Театр и фильмы

Первые шаги в самостоянии как профессиональный актер Михаил сделал в Пятигорске, став выпускником актерского отделения. Он выступал на сцене городского театра оперетты. Труппа помимо регулярных спектаклей проводила благотворительные представления, средства от которых направлялись на нужды фронта.

После победы над фашистской Германией, Водяной вернулся в Украину и поступил на работу во львовскую филармонию. Позже, набравшись опыта, он оказался в местном театре музыкальной комедии. За короткое время актёр сыграл множество ролей в спектаклях, основанных на музыке таких композиторов, как Исаак Дунаевский, Никита Богословский, Франц Легар и Оскар Фельцман. Он полюбился зрителям благодаря своим образам из спектаклей «Вольный ветер», «Сорочинская ярмарка» и «Весёлая вдова».

Михаил Водяной в роли Попандопуло в фильме Свадьба в Малиновке

В начале 50-х годов, когда труппу вместе с режиссерами перевели в Одессу, рецензенты и деятели культуры начали восторженно отозваться о Михаиле. Советские кинематографисты, разделявшие мнение театральных критиков о его таланте и страсти к делу, пригласили Водяного на экран, чтобы он воссоздал образ Яшки Буксира в фильме «Белая акация», специально созданном по мотивам одноименной оперетты.

Новая известность пришла к выпускнику ленинградского института после выхода приключенческой комедии «Эскадра уходит на запад», где образ налетчика Мишки Япончика, сыгранный актером, стал символом анархизма и одесситизма.

После успеха комедии «Свадьба в Малиновке», снятой под руководством режиссера Андрея Тутышкина, Михаил и его коллеги по актерскому составу стали любимчиками публики. Практически в каждом доме заучивались цитаты из реплик персонажа Водяного — адъютанта атамана Грициана Таврического по имени Попандопуло. Михаил Водяной оказался среди участников, которые получили награду на Всесоюзном кинофестивале за лучшее комедийное выступление.

В театре также шли репетиции оперетт, основанных на произведениях как классиков, так и современных авторов. Наиболее значимые и яркие проекты, которые принесли ему звание народного артиста, до сих пор считаются «Сильва» Имре Кальмана, «Сердце моё здесь» Георгия Цабадзе, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса и еще около десятка других.

В 60-70-х годах Михаил продолжил свою кинокарьеру, получив значимые роли в таких драмах и комедиях, как «Инспектор уголовного розыска», «12 стульев», «Факир на час», «Опасный возраст», «Вольный ветер» и «Одиннадцать надежд».

Михаил Водяной и Борис Сичкин похожи (кадры из фильмов Эскадра уходит на запад и Новые приключения неуловимых)

С началом 80-х, когда в Одессу прибыли чиновники из министерства культуры, жизнь Михаила Григорьевича резко изменилась. Он выступил с речью о проблемах в музыкальном театре, представляя творческий коллектив, и в итоге по распоряжению из столицы получил пост директора-худрука.

Мечтая о создании современного театра с идеальными условиями, уроженец Харькова не предвидел, что его назначили временным управляющим. Вскоре последовало настойчивое требование освободить пост для высокопоставленного представителя власти. Когда Михаил отказался написать заявление об увольнении по собственному желанию, на него обрушился шквал угроз и предупреждений. Его стойкость по поводу таких напоминаний, в конечном итоге, обернулась неприятностями.

Яринка – была готова сниматься даром

Лариса Голубкина — Что стало с актёрами комедии Свадьба в Малиновке: фото, судьбы, личная жизнь

Роль бойкой и жизнерадостной Яринки должна была сыграть звезда «Гусарской баллады» Лариса Голубкина. Её проба проходила вместе с кандидатом на роль Андрейки – Гелием Сысоевым. Однако перед самой стартом съемок Ларисе поступило заманчивое предложение отехать в заграничную командировку, которое было весьма редким случаем в то время. Поэтому на роль Яринки утвердили 20-летнюю начинающую актрису Валю Лысенко, которой буквально за три дня дали возможность принять участие в съемках в Украине.

Это интересно:  Был ли секс в советском кино

Это был настоящий стресс для Валентины, ведь вокруг находились известные и опытные артисты. Она чувствовала себя на этом фоне абсолютным новичком, не понимающим сути процесса, и считала, что её присутствие только мешает. Актриса признавалась: «Я всё время думала о том, чтобы нас заменили другой девушкой, удивлялась, к тому же, о том, что за это мне платят деньги. Я готова была сниматься на безвозмездной основе,» — говорила она в интервью порталу kulturologia.ru.

После выхода «Свадьбы в Малиновке» Валентина внезапно стала знаменитой. Но, несмотря на это, ей не удалось поймать удачу за хвост. Сначала ей предлагали только эпизодические роли, а с 1988 года она полностью исчезла с экранов. Сама Валентина объясняла свои неудачи тем, что слишком подробно анализировала свою игру, и это попросту душило её эмоциональную составляющую. Она считала, что как только актер начинает задумываться о том, как именно ему надо сыграть свою роль, он теряет уникальную искру. “Поэтому из меня не вышло великой артистки,” — делилась актриса.

После своего первого успеха Яринка нашла своё призвание в преподавании театрального искусства и с 2001 года стала профессором в Щукинском училище. Её студенты обожают её. Среди знаменитых учеников Лысенко можно отметить Екатерину Гусеву, Елену Захарову, Даниила Страхова и Александра Семчева. Сейчас Яринке 75 лет, из которых 45 лет она замужем за своей настоящей любовью – актером и режиссером Георгием Николаенко (известным по проекту «Кодекс чести»). У пары есть дочь, внук и внучка, и они по-прежнему счастливы вместе.

Солдатка Софья ждала мужа 20 лет

Людмила Алфимова — Что стало с актёрами комедии Свадьба в Малиновке: фото, судьбы, личная жизнь

Людмила Алфимова исполнила роль Софьи, матери Яринки, когда ей было всего 32 года, что удивительно, учитывая, что она была всего на 9 лет старше своей экранной дочери. До «Свадьбы в Малиновке» в фильмографии Людмилы было около десяти ролей в кино, одна из которых – в популярной ленте «За двумя зайцами». Однако именно роль Софьи принесла ей настоящую славу.

В юности Людмила мечтала о небе и планировала стать пилотом реактивных самолётов. Она с удовольствием посещала харьковский аэроклуб, где училась управлять небольшим самолетом Як-18. Однако, не сумев поступить в летное училище для подготовки летчиков реактивных самолетов из-за ограничений для женщин, она без труда поступила в харьковский театральный институт. Первым её супругом стал военный летчик – Феликс Алфимов, который, получив травму, ушёл в отставку и позже работал инженером в КБ «Антонов» в Киеве.

После удачной роли Софьи, известный режиссёр Георгий Товстоногов предложил Людмиле перейти в Ленинградский БДТ, но она не решилась на переезд, поскольку супруг был против. В семье воспитывались две дочери – Елизавета и Елена, и Людмила посвящала много времени их воспитанию, продолжая параллельно сниматься в кино – она состояла в труппе киностудии им. А. Довженко.

Со своим вторым мужем, Иваном Кальницким, Людмила познакомилась в 1974 году во время съемок фильма «Прощайте, фараоны!». Иван был председателем колхоза в селе, где проходили съемки. У него была давняя симпатия к Людмиле, возникшая после выхода «Свадьбы в Малиновке» — он много раз пересматривал фильм. Во время знакомства между ними завязался приятный разговор, который вскоре перерос в настоящую любовь, однако на тот момент оба были в браке.

Людмила развелась с первым мужем и ждала Ивана в течение 20 лет. Он смог жениться на ней лишь после смерти своей жены, которая когда-то спасла ему жизнь. Их союз продлился 13 лет, и в 2006 году Иван скончался. В данное время Людмиле Алфимовой 87 лет; она живет в селе Печёра Винницкой области, управляет домашним хозяйством и варит самый вкусный борщ в округе, так как завоевала приз на одном из кулинарных соревнований, где участвовали 36 поваров.

История создания

Существление оперетты в 30-х годах прошлого века достигло апогея в Советском Союзе, и этот жанр пользовался особой популярностью среди зрителей. В музыкальных театрах страны ставились как известные иностранные произведения — Жака Оффенбаха, Франца Легара, так и первой советской оперетты на патриотические и злободневные темы.

Одним из первых авторов этого жанра в СССР стал Борис Александров, который был сыном известного композитора-песенника Александра Васильевича Александрова, создателя Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Его работа «Свадьба в Малиновке», написанная в 1936 году по либретто украинского драматурга Леонида Юхвида, стала первой опереттой Бориса Александрова.

Впервые «Свадьба в Малиновке» была поставлена на сцене Московского театра оперетты в 1937 году, а спустя 30 лет, в 1967 году, была снята киноадаптация под управлением режиссера Андрея Тутышкина, который к тому времени уже имел опыт создания двух музыкальных комедий — «Вольный ветер» и «Безумный день», а также комедии с Аркадием Райкиным «Мы с вами где-то встречались».

Идея экранизации произведения Александрова пришла к руководству Госкино в преддверии полувекового юбилея Октябрьской революции. Поскольку действие фильма происходило в украинском селе, первоначально планировалось, что съемки будет производить Киностудия имени Александра Довженко. Однако, посчитав «Свадьбу в Малиновке» не соответствующей высокому статусу, украинские коллеги отказались, и в конечном итоге работу взяла на себя студия Ленфильм.

Это интересно:  Екатерина Дурова

Съемки проходили в настоящем селе под названием Малиновка (по одной версии, это была Малиновка Чугуевского района Харьковской области, а по другой – Малиновка Глобинского района Полтавской области), и практически все местные жители стали участниками массовых сцен. Некоторые эпизоды были сняты в Лубенском районе Полтавской области, а именно в селах Хорошки (где находилась усадьба графа) и Мацковцы (где располагалась ветряная мельница). Интерьеры фильмов создавались в павильонах Ленфильма.

Благодаря великолепной музыке, вокальным номерам, актерской игре, зажигательным танцам, искрометному юмору, запоминающимся персонажам и увлекательному сюжету, «Свадьба в Малиновке» заслуженно стала одной из наиболее любимых отечественных комедий.

Главные роли в фильме исполнили Гелий Сысоев, который после этого не только снялся, но и озвучил множество ролей в кино, и Валентина Николаенко, для которой роль Яринки стала единственной значимой работой в экранной карьере. В фильме также участвовали такие звезды, как Владимир Самойлов, Людмила Алфимова, Евгений Лебедев, Михаил Пуговкин, Зоя Федорова, Николай Сличенко, Михаил Водяной, Тамара Носова и Алексей Смирнов.

Атамана Грициана Таврического и его сына сыграли Андрей и Григорий Абрикосовы, которые и в жизни были отцом и сыном.

Михаил Пуговкин делился с восхищением о своей роли в фильме «Свадьба в Малиновке»:

– Даже небольшая роль требует от актера отличной реакции, гибкости и способности мгновенно и полно передать всё, что задумано. Например, роль Яшки-артиллериста в «Свадьбе в Малиновке», снятой Андреем Тутышкиным, обходилась всего в два эпизода: с сапогами и танцем втустепь. Но как интересно и весело было создавать характер моего героя!

Интересные факты

— Танцевальные номера были исполнены совместно с участниками молдавского ансамбля народного танца «Жок».
— Михаил Пуговкин, чьему обаянию и комическому дару фильм обязан значительной известностью, мог вообще не сняться в «Свадьбе в Малиновке». Андрей Тутышкин изначально планировал, чтобы Яшку-артиллериста сыграл именно Пуговкин, однако ассистент режиссера, имевшая своего кандидата на эту роль, несколько месяцев утверждала, что не может связаться с актером. В итоге Тутышкин сам позвонил Пуговкину и в течение нескольких минут все было решено с его участием.
— Чтобы достичь от Михаила Пуговкина того куража, который был необходим для образа его персонажа, балетмейстер Галина Шаховская разучивала с ним танец втустепь в течение полутора месяцев. После того как эпизод танца был снят, директор Ленфильма, увидев его, предложил переснять сцену с профессиональным танцором. Однако Тутышкин твердо отказался это делать и оказался прав: страстный танец Яшки-артиллериста и Горпины Дормидонтовны стал одним из ярчайших моментов картины, и Пуговкин гордился своим исполнением.
— Танец тустеп (от английского «two step» – два шага), который Яшка-артиллерист просит назвать втустепь, появился в Америке в начале 1920-х годов, а события «Свадьбы в Малиновке» происходят в 1919 году, следовательно, Яшка не мог знать о его существовании.
— Первоначально на роль матери Яринки утвердили актрису из Ленинграла, но она не смогла участвовать в съемках из-за болезни. В итоге роль отдали Людмиле Алфимовой. Когда она вышла из гримерной для пробы, Тутышкин воскликнул: «Это настоящая солдатка Софья!»

Режиссер: Андрей Тутышкин
Авторы сценария: Борис Александров, Леонид Юхвид
Актеры: Владимир Самойлов, Людмила Алфимова, Валентина Николаенко, Евгений Лебедев, Зоя Федорова, Гелий Сысоев, Михаил Пуговкин, Николай Сличенко, Андрей Абрикосов, Григорий Абрикосов и другие
Оператор: Вячеслав Фастович
Композитор: Борис Александров

Подобрали во дворе

На роль красного командира Назара Думы сразу утвердили Владимира Самойлова, известного своим эффектным внешним образом. Его жену Софью сыграла менее известная Людмила Алфимова, которая тогда работала в Киевском ТЮЗе. Между Самойловым и Алфимовой возникли разногласия, и он даже просил заменить её. Но, по рассказам, режиссер был впечатлён её красотой и защитил её от нежелательных предложений.

Vladimir samojlov

Споры вокруг утверждения на роли не закончились на этом. Дочь Назара и Софьи, Ярину, намеревались сыграть Лариса Голубкина, но накануне съемок ей предложили поездку в Японию. Лариса отказалась от участия в фильме. В поисках новой актрисы ассистент, желая приобрести папиросы, увидел заплаканную девушку на скамейке. Это оказалась начинающая актриса Валентина Николаенко, которая недавно снялась в эпизоде фильма «Не забудь… станция Луговая». За нарушение правил, действующих в театральном институте, её отчислили. Лысенко перемерили косу, и на следующий день звезда уже ехала на съемки, исполняя одну из ключевых ролей! Однако режиссеру пришлось успокоить Гелия Сысоева, который был утвержден на роль Андрейки — её возлюбленного в фильме. Он уже отрепетировал многие сцены с Голубкиной и не был уверен, что новенькая справится. Подобные разговоры вызывали у юности сомнения, что впоследствии сказалось на ее игре. Это была напряженная ситуация.

Режиссер мечтал увидеть на экране Михаила Пуговкина в образе артиллериста Яшки Бойко, который возвращается из австрийского плена. Хотя ассистенты жаловались на невозможность связи с артистом, на самом деле они просто игнорировали его, отдавая предпочтение местным актерам. Это была затея, которые не оправдали ожиданий. Когда сам Тутышкин позвонил Пуговкину, он мгновенно все уладил, вызвав тем самым недовольство среди помощников.

Это интересно:  Тайный муж. История непростой любви Григория Потёмкина и Екатерины II

В процессе подготовки Тутышкин увидел фильм «Эскадра уходит на запад» (1965), где Водяной сыграл яркого персонажа – бандита Мишку Япончика. Этот опыт сильно повлиял на выбор режиссера, который понимал, что если утвердит Михаила на роль Попандопуло, то фильм станет настоящей комедийной находкой, что в конечном итоге и произошло.

В постановке были задействованы много известных актеров: Евгений Лебедев, Зоя Федорова. Атамана и его сына играли настоящие семья, отец и сын, актеры Андрей и Григорий Абрикосовы. Первый из них появился в образе Григория Мелехова в немой версии «Тихого Дона» ещё в 1930 году.

1336 huge 20b9356bef

Сорвали полевые работы

Перед началом работы над проектом создатели развернули карту СССР. Если по сюжету действие происходит где-то по пути из Бессарабии в Одессу, предположили, что это может быть деревня Малиновка в Харьковской области. Когда группа прибыла на место, они столкнулись с заборами и контрольно-пропускными пунктами. Оказалось, рядом находились секретные военные базы, и доступ в необходимую местность был закрыт. Киношники решили упростить себе задачу и нашли альтернативу: село Пески Лубенского района Полтавской области.

Изюминкой фильма стало то, что в селе не было электричества, что исключало из съемочного процесса опоры линий электропередачи и столбы, и позволяло запечатлеть панорамы деревни в целостности. Необходимо было восстановить атмосферу 1919 года, когда электричества в глубинке быть не могло. Для создания необходимого освещения из Ленинграда привезли пять больших электрических генераторов на платформах грузовиков.

Процесс съемок начался, однако лето выдалось невыносимо жарким. Порой температура превышала 40°C, добавляя напряжения от работы мощных осветительных ламп. Актеры, танцуя, улыбались перед камерой. Но как только она выключалась, они стремглав мчались в прохладные помещения в подвале, чтобы отдохнуть. Местные жители, привыкшие к климату, с пониманием относились к условиям съемок.

Вся деревня стала массовкой, что вызвало недовольство председателя колхоза: съемочная группа сорвала полевые работы. Однако перспектива работать за 3 рубля в день подстегнула местных жителей принять участие в процессе. Ассистент по массовым сценам, заключая контракты, обнаружила, что у большинства селян не было паспортов, и они приносили лишь справки из сельсовета, удостоверяющие личность (P.S.). Множественные фамилии звучали крайне странно: Ногачереззаборко, Лопатакидайко и тому подобное. Это вызывало недоумение у команды, словно они встретили людей с другой планеты. Но вскоре они подружились, ведь съемочная группа была распределена по местным домам. Гостеприимные хозяева каждый вечер угощали колбасами, самогоном и соленьями, а на завтрак предлагали богатый борщ и галушки.

4 4

Когда режиссер заметил, что избыточное количество спиртных напитков стало проблемой, он тайно вызвал на съемки жён народных артистов. Это несколько улучшило ситуацию. Однако не всегда это помогало. Например, когда снимали сцену свадьбы, расценки на бутыли с подкрашенной водой были слишком высоки, и в итоге Абрикосов-старший подмигнул местным мальчишкам, которые принесли настойку с крепостью 60 градусов. Молодая Николаенко должна была произнести тост и выпить из бутылки. После второго дубля актриса потеряла сознание от выпитого. Остальные продолжали наливать и снимать оставшиеся эпизоды за столами.

Молодая артистка недоумевала, как опытные актеры могут выпивать на вечеринках, а затем оставаться в хорошей форме на утренних съемках. Она также чувствовала комплекс неполноценности и считала себя бездарностью на фоне более опытных коллег. Однажды ночью Валентина пришла к Тутышкину в слезах, умоляя снять её с роли. Постановщик напомнил ей о том, что её исключили из учебного заведения, однако жизнь предоставила ей второй шанс, и если она его упустит, то может навсегда потерять возможность. Эта беседа вернула её на правильный путь.

В 1967 году «Свадьба в Малиновке» оказалась на втором месте в стране по количеству зрителей (74,6 миллиона) после «Кавказской пленницы» Гайдая. Руководство Ленфильма было в полном шоке от таких сборов, собранных с оперетты. На празднике авторам удвоили гонорары. Режиссер, вдохновленный успехом, строил грандиозные планы, но через несколько лет, в возрасте 61 года, покинул этот мир.

Помогает супругу в работе

В этом году Валентина Николаенко отметила юбилей, ей исполнилось 75 лет. Более 45 из них она счастливо живет в браке с актером, режиссером, сценаристом и художником Георгием Николаенко.

Актриса активно помогает мужу в его проектах. Например, выступила в качестве второго режиссера в фильме «Утесов. Песня длиною в жизнь», а также снялась в пяти сезонах сериала «Кодекс чести», который поставил её супруг.

Ведет закрытый образ жизни

Последняя работа Валентины в кино произошла в 2011 году. В то же время она продолжает свою преподавательскую деятельность, однако, в противовес этому, она предпочитает жить уединенно: не стремится давать интервью и отказывается участвовать в телепередачах.

Я редко даю интервью. Когда меня приглашают на телевидение, обычно отвечаю, что в моей жизни нет ничего особенного: я не валялась по помойкам, не пила, не употребляла наркотики и не распродавала драгоценности. Я всегда училась и работала, — делится она.

Оцените статью
SteamStyle
Добавить комментарий