Из-за множества ограничений медицинский персонал больницы жил в учреждении посменно. Одна смена оставалась на несколько недель, после чего её сменяла другая. Женщины из состоятельных семей обходили эти запреты, уезжая лечиться в соседний Пакистан, чтобы избежать строгих ограничений талибов.
Что запрещают, а что разрешают талибы женщинам и как теперь изменится их жизнь
На протяжении своего пребывания у власти «Талибан» внедрил для всех женщин в стране одни из самых жестких ограничений в мировом масштабе, однако теперь представители движения заявляют о намерении вести диалог и пойти на компромиссы в вопросах, касающихся женщин.
После возвращения талибов из горных районов и захвата Кабула прошло несколько дней. Мир в растерянности пытается прогнозировать дальнейшее развитие событий: смогут ли талибы пойти на уступки или же они всё еще остаются непреклонными радикалами? В то время как лидеры движения воздерживаются от комментариев, их спикеры активно заявляют о планируемых изменениях. Они пообещали, что будут уважать женщин, позволят им работать, учиться и даже появляться на телевидении. Тем не менее, не все спешат доверять этим заявлениям, так как запреты, которые вводились для женщин в период правления талибов, были фактически самыми строгими в мире.
Что было запрещено женщинам при талибах
Когда в 1996 году «Талибан»* захватил Кабул и подчинил себе Афганистан, по всей стране стали внедряться суровые порядки, которые прежде всего затронули женщины, проживающие в городах.
Работа для женщин была под запретом. При выходе на улицу они обязаны были носить бурку, которая не только закрывала все тело, но и полностью скрывала лицо. Выходить без сопровождения мужа или близкого родственника мужского пола было категорически запрещено. Женщинам не разрешалось пользоваться общественным транспортом, предназначенным для мужчин, а также посещать бани. Кроме того, им было отказано в возможности получения образования. Они также лишились права на медицинскую помощь.
Контроль за выполнением этих требований осуществляла религиозная полиция, которая подчинялась Министерству по пропаганде добродетели и предотвращению порока. Наказания ожидали не только самих нарушительниц. Врач, портной или продавец, предоставивший услуги одинокой женщине, также мог быть подвергнут тюремному заключению или порке. За нарушение также мог быть наказан муж, брат, отец или сын той, кто позволила себе покинуть дом одной.
Брак
Принудительные браки следует трактовать как форму сексуального насилие и военное преступление — это стратегия, направленная на вербовку новых боевиков. От Министерства по делам беженцев и репатриации Афганистана поступают сообщения о том, что гражданских мужчин убивают, а женщин и девочек принуждают к браку (но пока их можно создать лишь на основе непроверенной информации). Среди перемещенных в результате обострения конфликтов людей, бежавших от талибов — около миллиона за последние три месяца, — 70% составляют женщины.
Однако нельзя утверждать, что насилие и принудительные браки практикуются исключительно талибами. В 2015 году в сети появилось видео, предположительно, сделанное в сельской местности провинции Гор, на котором группа мужчин забивает камнями женщину, которую заподозрили в измене.
В городах женщинам жилось более свободно, однако даже там они не всегда могли самостоятельно принимать решения о своей судьбе. Согласно информации, предоставленной Rukhshana Media, некоторые женщины, изначально выданные родителями замуж за мужчин, которых они никак не выбирали, спустя несколько лет решались на развод. После этого они сталкивались с неприятием со стороны своих семей и друзей, что соответствует старой пословице: «Женщина покидает родительский дом в белом свадебном платье и может вернуться лишь в белом саване.» Быть изгоем можно даже в том случае, если женщина стала круглой сиротой и не имеет опекунов-мужчин.
До недавнего времени вдовы, разведенные и одинокие женщины все же имели возможность жить независимо — даже в консервативных сельских районах некоторые находили способы работать на дому. Конкретной статистики о том, сколько женщин в Афганистане не имеют мужчины-опекуна, нет, но предполагается, что в городах их количество достигает тысяч. Какой будет их жизнь при власти талибов — неясно: как сообщает Rukhshana Media, многие опасаются, что они окажутся фактически запертыми в своих домах или увидят себя в вынужденных браках.
Образование
Девочки составляют лишь малую часть среди афганских школьников: согласно отчету, опубликованному Специальным генеральным инспектором по восстановлению Афганистана в феврале, из примерно 9 миллионов школьников лишь 3,5 миллиона — девочки. Однако с 2005 по 2017 год процент грамотных девочек возрос с 20% до 39%. Тем не менее в тех районах, где влияние талибов оставалось сильным, девочки сталкивались с множеством препятствий на пути к образованию.
Эшли Джексон, со-директор Центра изучения вооруженных групп при Институте зарубежного развития Королевского колледжа Лондона, объясняет, как устроено школьное образование в районах, находящихся под контролем талибов. Девочки, достигшие половой зрелости, могли учиться только при соблюдении ряда условий: учебные аудитории должны были располагаться в отдельном здании, окруженном стенами, преподавать им могли только женщины, школа при этом должна была обеспечить ученицам отдельный транспорт. В некоторых школах требовали, чтобы ученицы носили чадру или паранджу, им также запрещалось пользоваться мобильными телефонами. Однако даже в заведениях, соблюдающих все эти условия, учебный процесс неизменно оказывался под давлением и запугиванием. В рамках данного исследования не был найден ни один средний учебный заведение для девочек, открытое в районе под сильным влиянием или контролем «Талибана». Ответ на вопрос о наличии действующей средней школы для девочек в таких условиях со стороны представителя движения упоминал район Шерзад в Нангархаре, где, по его словам, талибы поддержали открытие средней школы для девочек. Однако информация о существовании данной школы так и не была подтверждена, несмотря на многочисленные попытки сделать это, согласно сведениям Джексон.
Что касается высшего образования, то за последние несколько лет был достигнут значительный прогресс как в организации самого процесса, так и в улучшении положения женщин-студенток и женщин-преподавателей, что подчеркивали исследователи из Университета Массачусетса в Амхерсте в своей статье 2019 года. Так, с 2001 по 2016 год количество женщин-студенток выросло с нуля до 28%, а число женщин-преподавателей увеличилось до 14%. В 2009 году была введена политика по борьбе с сексуальными домогательствами в высших учебных заведениях, которая в 2015 году была дополнена и расширена. В 2013 году была принята Стратегия по обеспечению гендерного равенства в высшем образовании. По всей стране строились женские университетские общежития. Однако, по свидетельствам очевидцев, в воскресенье в Кабуле полиция начала эвакуировать женщин, проживающих в общежитиях, опасаясь возможной агрессии со стороны талибов. Студентки, приехавшие из разных уголков страны, были вынуждены возвращаться домой самостоятельно.
Марианна О’Грейди, заместитель регионального директора благотворительной организации CARE International в Кабуле, надеется на то, что, несмотря на власть талибов, не произойдет значительного отката в сфере женского образования: «Невозможно просто удалить десятки миллионов людей»… По её словам, женщины могут продолжать обучать своих родственниц, соседок и собственных детей на дому — это было невозможно 25 лет назад. Тем не менее талибы не ограничиваются лишь отказом в доступе женщин к образованию — они также навязывают альтернативу в виде медресе, что является религиозной школой, где мужчины, сидя за занавесками, учат девочек основам ислама и пропагандируют ценности своего движения.
Старая история
Пожилые афганцы помнят, как талибы правили страной с 1996 по 2001 год, когда женщины были вынуждены оставаться дома, им запрещали работать и получать образование после 12 лет. В то время, в начале 90-х годов, 70% школьных учителей, 50% государственных служащих и студентов вузов и 40% врачей в Кабуле были женщинами.
«Талибан» у власти: чего ожидать населению Афганистана и соседним системам
Радикалы установили в стране режим, основанный на смеси шариата и племенных обычаев. За порядком следила так называемая религиозная полиция, которая наказывала нарушителей. Неподчинение предписаниям талибов чревато было отсечением конечностей, ударами плетей и казнями. Женщины, обвиненные в супружеской неверности, подвергались казни через забивание камнями. В тот период страна принадлежала к числу худших в мире по правам человека.
Линси Аддарио, работающая фоторепортером и писательницей, в колонке для журнала The Atlantic вспоминает: «Больше всего в том правлении талибов мне запомнилась повсеместная тишина».
«На дорогах почти не ездило машин, отсутствовали музыка, телевидение, телефоны и даже разговоры на тротуарах. По пыльным улицам бродили вдовы, потерявшие своих мужчин в бесконечной войне; им было запрещено работать, и единственным способом выжить оказалось попрошайничество. Люди испытывали страх. Те, кто смел выйти на улицу, говорили шепотом, остерегаясь побоев от талибов. Наказания могли следовать за недостаточно длинной бородой (для мужчины) или недостаточно длинной буркой (для женщины), а иногда вообще без оригинальной причины», — написала Аддарио.
До первого захвата власти талибами женщины в Афганистане имели защищенные права. Право голоса им было предоставлено ещё в 1920-х годах, а в 60-х годах конституция Афганистана провозгласила полное равенство женщин и мужчин.
Международный надзор
После изгнания талибов силами США в 2001 году женщин начали постепенно возвращать утраченные свободы. В республике появились специальные программы и международные фонды, которые занимались реинтеграцией женщин в общество.
Девочки и девушки снова начали посещать школы и университеты, некоторые занимались политической деятельностью и даже получили места в парламенте. Тем не менее, гендерные предубеждения и неравенство оставались высокими. Однако нынешний захват власти талибами угрожает ретрогрессией даже этих небольших достижений.
Международное сообщество пообещало тщательно следить за соблюдением прав женщин. США, Евросоюз и ещё 19 западных стран, включая Австралию, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Канаду, Норвегию и Швейцарию, согласились наблюдать за тем, как «будущее правительство будет обеспечивать соблюдение прав и свобод, которые стали важной частью жизни для женщин и девочек в Афганистане в последние 20 лет», по заявлению многих политиков.
Джейк Салливан, советник по национальной безопасности США, подчеркнул, что правительство США и других стран не собирается просто верить словам талибов, когда речь идет о правах женщин.
«Как я уже говорил, дело не в доверии. Главное — проверка», — отметил Салливан на брифинге в Белом доме. — «Мы будем следить за действиями Талибана в ближайшие дни и недели, и когда я говорю ‘мы’, я имею в виду всё международное сообщество».
Отвечая на вопрос о том, какие шаги должны предпринять США относительно афганских женщин, президент США Джо Байден подчеркнул, что «необходимо вывести как можно больше людей». «Сама идея о том, что мы можем защищать права женщин по всему миру с помощью вооруженных сил, не является разумной», — добавил он.
В то же время, как сообщается в издании The New York Times, любая попытка афганских женщин связаться с американскими или международными агентствами по делам беженцев сопряжена с большим риском, и многие из них избегают таких действий.
Что и как теперь изменится?
Несмотря на убеждения талибов (запрещенная в Казахстане организация — HB) о том, что права женщин будут сохранены, отчеты показывают, что девушек начали отправлять домой из учебных заведений и с мест работы в городах, контролируемых талибами. Одним из недавних случаев стал инцидент в Azizi Bank в южном городе Кандагар, где талибы забрали женщин-сотрудниц, заявив, что их родственники-мужчины могут занять их места.
В эти выходные одна из студенток афганского университета написала анонимное письмо в британскую газету The Guardian, в котором описала ужасающие события в Кабуле, где её подруги были эвакуированы полицией и не могли воспользоваться общественным транспортом из-за страха водителей попасть под репрессии талибов (запрещенная в Казахстане организация — HB), если их увидят везущими женщин. Она сообщила, что её сестра была вынуждена оставить государственную службу, и она, завершая второе высшее образование, должна была отказаться от всего, чего достигла за 24 года своей жизни.
В Афганистане невозможно достичь подлинного мира и восстановления без восстановления прав женщин.
В последние дни международный протест усилился. Пакистанская правозащитница и лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсуфзай обратилась к мировым лидерам с призывом действовать ради защиты прав женщин в стране. «Мы в полном шоке наблюдаем, как Талибан берет под свой контроль Афганистан. Я очень беспокоюсь за женщин, меньшинства и защитников прав человека», — написала она в Twitter. «Глобальные, региональные и местные силы должны призвать к немедленному прекращению огня, предоставить срочную гуманитарную помощь и защитить беженцев и мирных граждан.»
Мы в полном шоке наблюдаем, как Талибан берет под свой контроль Афганистан. Я глубоко обеспокоена положением женщин, меньшинств и защитников прав человека. Глобальные, региональные и местные силы должны призвать к немедленному прекращению огня, предоставить срочную гуманитарную помощь и защитить беженцев и гражданских лиц.
— Malala (@Malala) 15 августа 2021
Махбуба Серадж, основательница Сети афганских женщин, в недавнем интервью заявила: «То, что происходит сегодня в Афганистане, отбрасывает эту страну на 200 лет назад.»
Следует отметить, что две трети населения страны моложе 30 лет, поэтому большинство женщин никогда не жили при режиме Талибана (запрещенная в Казахстане организация — HB). Хотя некоторые женщины выбирали ношение паранджи по своему решению, многие теперь столкнутся с необходимостью надевать её впервые, следуя обязательным требованиям. Большинство из них никогда не носят на себе бремена, связанного с невозможностью учиться, работать или выходить из дома без присутствия мужчин. Теперь они могут столкнуться с этой реальностью. На фотографиях, распространяемых в последние дни в интернете, запечатлены изображенные белой краской лица женщин в витринах Кабула. Это яркая иллюстрация того, что может произойти со всеми женщинами в Афганистане.
Станет ли Афганистан снова страной без лиц?
Сторож салона красоты в #Sharenaw в Кабуле затирает краской плакат с изображением женщины. В 90-х годах были запрещены фотографии любых живых существ, а календари и плакаты изображали только пейзажи и мечети. Исключение составляли фото для паспортов и удостоверений.
Единственный способ спастись — это бежать
Многие девушки уже уезжают или планируют покинуть Афганистан. С подобными намерениями поделилась 26-летняя Камиша (имя изменено из соображений безопасности), финансист международной организации из города Мазари-Шариф. По её словам, она надеется сбежать за границу вместе с семьей, как только появится такая возможность, так как убеждена, что не сможет быть в безопасности, оставаясь в Афганистане.
Мои коллеги и подруги думают так же: «Мы все оказались в одинаковой ситуации. Мы все получили образование и имели работу. И никто из нас не хочет, чтобы «Талибан» снова оказался у власти, ведь их обещания не стоят ничего. Единственный способ выжить — это бежать», — делится она.
Камиша отметила, что ей понадобилось всего несколько дней, чтобы ощутить присутствие новой силы на своей жизни: ей пришлось оставить работу и проводить целые дни дома, ведь выходить на улицу стало опасно. Теперь девушка с болью вспоминает о своей счастливой жизни, которая больше никогда не будет прежней, ведь талибы не позволят ей учиться, гулять по городу, работать или посещать кафе.
«Я боюсь за свою жизнь. Обстановка в стране ужасная, все люди напуганы. Мы хорошо помним, как было в прошлый раз, когда талибы захватили власть,» — делится она.
«Они ужасно относятся к девочкам и женщинам, а также к тем, кто работал на правительство или в некоммерческих организациях. У меня жуткие мысли о том, что будет, когда они узнают, что я работала с несколькими НКО. Убьют ли они меня? Я очень напугана,» — говорит она.
Камиша отвергла каждое обещание талибов относительно прав женщин. По её словам, ни одна женщина в Афганистане не верит хотя бы одному слову радикалов, которые сейчас просто пытаются улучшить свой имидж. «В прошлом они причинили огромный ущерб множеству женщин, и мы не знаем, чего ожидать от них в этот раз. Они говорят одно, а мы понимаем: для них важно иметь полный контроль над женщинами,» — заключила она.
На честном слове
Понимание полной недоверчивости афганских девушек к талибам вполне объяснимо, отметил в интервью Ленте.ру Мадхав Джоши, заместитель главы исследовательской программы Матрица мирных соглашений (The Peace Accords Matrix, PAM). Эксперт подметил, что многие жители Афганистана способны оценить только последние 20 лет, в рамках которых талибы не взаимодействовали с организациями, занимающимися защитой прав женщин, и не привлекали женщин к переговорам с прежним правительством исламской республики. Таким образом, всё, что жители знают о талибах, связано с их пятилетним правлением в конце 1990-х, и вследствие этого негативное отношение будет сохраняться даже при наличии обильных обещаний.
Сами талибы, как кажется, до конца не понимают, какую политику должны вести в отношении женщин. В течение последних 20 лет эти вопросы поднимались лишь во время мирных переговоров с официальным правительством и западными странами, и даже в этих случаях только ради создания положительного впечатления.
Мадхав Джоши считает, что такая зависимость от международного сообщества оставляет надежду на то, что женщины Афганистана не вернутся к обязательному ношению бурки и другим ограничительным мерам. По мнению эксперта, на благо женщин могут сыграть такие страны, как США, Китай, Россия и Пакистан, если они решат оказать давление на талибов, те могут пойти на уступки. На данный момент очевидно одно: талибы желают создать впечатление, что с правами женщин всё в порядке, однако именно международное сообщество должно подтверждать, будут ли боевики исполнять свои обещания, — подытожил Джоши.
Александра Ковальская напомнила, что ситуация в стране может кардинально измениться в любой момент: «Пока относительный порядок держится на честном слове талибов и их стремлении заручиться статусом легитимного правительства. Если же их планы изменятся, то помешать им вряд ли кто сможет — на данный момент в Афганистане просто нет равной силы».