Разоблачённая Елена: как Блаватская создала целый мир и какие тайны она хранила

Елена Блаватская оставляла за собой длинные письма на разные темы, моментально схватывала новую информацию и была известна своей способностью организовывать различные общества, кружки и журналы. Она пользовалась значительной харизмой, что привлекало к ней внимание.

Русский сфинкс Елена Блаватская

Елена Блаватская с помощью мистификаций и эзотерических практик сумела убедить мир в наличии у себя сверхъестественных способностей, что привлекло к ней множество последователей и интересующихся.

Елена Блаватская, в девичестве известная как Ган, появилась на свет в 1831 году в аристократической семье. С по материнской линии её родословная прослеживалась до французских эмигрантов и князей Долгоруких; по отцовской — к обрусевшей ветви князей Мекленбургских.

Семья проживала в Екатеринославе, ныне известном как Днепр в Украине. Мать Елены, талантливая поэтесса, до самой своей смерти в возрасте менее 30 лет пользовалась признанием, и даже Виссарион Белинский, известный российский литературный критик, отмечал её выдающийся дар, параллельно сравнивая её с Жорж Санд, выдающейся французской писательницей.

Отец Блаватской, являвшийся артиллеристом, часто менял место жительства из-за службы в армии. Воспитанием детей занималась бабушка, которая была не только многогранной личностью, говорившей на нескольких языках, но и увлекалась естественными науками и искусством. Эти увлечения она пыталась передать своим внучкам, в том числе и Елене.

Первая русская гражданка США

Исследователи биографии Блаватской утверждают, что она получила превосходное домашнее образование. Елена освоила несколько языков и прекрасно управлялась с лошадью. Она даже какое-то время обучалась музыке в Лондоне и Париже. Однако, начиная с раннего возраста, у Блаватской начали проявляться различные странности: она сообщала своим родным о том, что видит загадочных существ и слышит звон колокольчиков, источником которого никто не мог объяснить.

Согласно её рассказам, во снах к ней часто являлся некий Хранитель, индус, который предостерегал её от бедствий. В последующие годы Елена заявила, что видит его и наяву, хотя ни один из её родственников не подтвердил этих слов. Возможным объяснением этих видений могло стать то, что многие часы она проводила в обширной библиотеке бабушки, особенно увлекаясь книгами по средневековому оккультизму.

1.jpg

В молодом возрасте Елена вышла замуж за 40-летнего Никифора Блаватского, который служил вице-губернатором Эривана. Однако, семейная жизнь оказалась для неё тяжелой, и через всего несколько месяцев совместного проживания Елена вернулась к своей независимости. Затем, оказавшись за пределами Российской империи, в Константинополе, Блаватская жила на те средства, которые присылал ей отец. Но такая жизнь её не устраивала, и она начала искать возможности для того, чтобы построить собственную карьеру. В итоге, ей повстречался гражданин США Майкл Бетанелли, с которым она заключила брак исключительно для получения американского гражданства. Таким образом, Елена Блаватская стала первой русской женщиной, официально принявшей американское гражданство.

Пугала родителей сверхспособностями и отказывалась посещать балы

12 июля 1831 года в семье капитана Российской королевской конной артиллерии Петра Алексеевича Гана родилась дочь, которую назвали Еленой. Оба родителей были аристократами: отец служил в армии, а мать считалась дочерью саратовского губернатора. Семья часто меняла место жительства в связи со службой отца, проживая в Екатеринославе, а затем переезжая в Романково, Одессу, Тулу, Курск, Астрахань, Петербург и Полтаву.

С раннего детства Елена удивляла родственников своими необычными способностями: в её присутствии могли двигаться предметы, она часто впадала в транс и ночами блуждала по дому, разговаривая с духами. Елена также предсказывала, когда и как именно умрут близкие, и это одним своим фактом порождало среди окружающих страх и непонимание. Возможно, в современном мире её бы назвали ребенком индиго, но в те времена подобные способности воспринимались как одержимость.

Кроме того, она стремительно усваивала новые знания, не прикладывая значительных усилий к учёбе. Родителям не удавалось поддерживать pace с её развитием, так как они постоянно вынуждены были менять гувернанток — никто не мог конкурировать с её стремительным интеллектуальным ростом.

В детстве девочка начала видеть странных существ из потустороннего мира. Одного из них Елена воспринимала как своего ангела-хранителя — величественного индуса в белом одеянии, которого она не боялась. Однако другое существо, чудовище с горящими глазами, было источником ее страхов. По ночам ей случались нервные припадки, единственным, кто мог её успокоить, была мама. В её объятиях она находила спокойствие. С утра девочка обнаруживалась в самых неожиданных уголках дома. Родители поняли, что не в состоянии помочь ей, и со временем смирились с её темными фантазиями, кроме самой Елены, которая пыталась понять, почему она отличается от других детей и как управлять своей силой.

Это интересно:  Стали долларовыми миллионерами и переехали в Майями: история детей-блогеров Влада и Никиты Вашкетовых

В 1841 году от чахотки скончалась её мать. Перед смертью она произнесла слова о том, что её уход — это лучшее, что может случиться, и она не хочет видеть страданий дочери в будущем. Эта уверенность, однако, окажется предвестником для будущей судьбы Елены.

Смерть матери и предсказания лишь усилили беспокойство десятилетней девочки. Отец не справлялся с её поведением, поэтому он перевез детей к бабушке и дедушке в Саратов. Елена получила базовое образование, которое обеспечивало навыки, необходимые для жизни, такие как искусство, музыка и французский язык. Позднее она вспоминала, как в доме бабушки обнаружила специализирующуюся на эзотерике библиотеку своего прадеда.

Время шло, но видения не оставили Елену в покое. Став уже девушкой, она искала ответы на вопросы, которые её беспокоили. Однако на страницах книг, которые она читала, ей не удавалось найти удовлетворительных объяснений.

Когда подошло время для её первого бала, Елена решительно отказалась идти. Бабушка, не пожелавшая слышать о непослушании внучки, заставила её прийти на мероприятие. Тогда Лена предприняла крайние меры: она облила ногу кипятком, в результате чего получила серьезный ожог, требовавший полугодового лечения.

Позже она объясняла, что ненавидела светский стиль жизни и не ощущала себя женственной. Её мысли были поглощены изучением законов мироздания и раскрытием тайн человеческой природы и его скрытых возможностей. Рассматривая глобус, Елена мечтала о путешествиях в Африку, Индию, Новую Зеландию и Америку, но как выбраться из своего домашнего уюта, который казался ей золотой клеткой?

Вышла замуж на спор и сбежала от супруга

2.jpg

В 16 лет Елена нашла выход из ситуации, когда с её родными произошел переезд в Тифлис. Однажды в их дом заглянул вице-губернатор Эриванской губернии Никифор Васильевич Блаватский. Несмотря на то что он казался ей забавным, разница в возрасте смущала её. Тем не менее, в результате ссоры с гувернанткой и внутреннего накала чувств, Елена решилась на рискованный шаг.

Гувернантка усомнилась в возможностях Лену найти будущего мужа, тем более за генералом Блаватским. В результате, разозлившись, Елена поспорила с ней и на следующее утро сама предложила выйти замуж за генерала. Тот, поразившись, согласился на предложение, что сильно удивило саму Елену. Она думала, что это шутка, из которой все посмеются и быстро забудут. Но на этот раз всё пошло не так.

В июле 1849 года Никифор Васильевич и Елена стали законными супругами. Она переехала к нему в Ереван, первая брачная ночь запечатлелась в её памяти неприятными ощущениями. Из-за физиологической патологии ей было крайне больно. Это событие сформировало её отношение к мужчинам, и на протяжении всей жизни Блаватская не подпускала близко к себе представителей сильного пола.

Спустя три месяца, поэтому чётко осознав свою нелюбовь к семейной жизни, Елена покинула мужа, вернувшись в Тифлис. Оттуда её путь продолжился в мир странствий, чтобы найти ответы на вопросы, волновавшие её с детства.

Тайна рукописи Изиды

Вопрос, действительно ли Елена Блаватская посетила тайные святилища от Индии до Египта, остается открытым и одним из самых обсуждаемых. Её звезда взошла с выходом книги «Изида без покровов», также известной как «Разоблачённая Изида», которая была написана на основании её якобы обретённых восточных знаний. Тираж этой книги в тысячу экземпляров был распродан всего за десять дней, что стало исключительным коммерческим успехом для того времени. В возрасте 44 лет Блаватская, наконец, обрела неоспоримое признание своего особого дара.

Маргарита и Мефистофель. 1862. Рисунок Е. П. Блаватской после посещения оперы Фауст

Эта книга служила манифестом против науки и рационализма, стремилась соединить различные учения в единую систему знаний и провозглашала мистическое мышление единственным способом постижения истин о мире. Люди, уставшие от стремительного научного прогресса с его паровыми локомотивами и электричеством, находили в этой книге подтверждение своим смутным мыслям и ощущениям. Всё, что ныне воспринимается как устаревшие технологии в книге и фильмах о Шерлоке Холмсе, в то время воспринималось как утеряние старомодного обаяния.

Это интересно:  Максим Лагашкин

Каждый день радовало новыми открытиями и изменениями, от техник до новых социальных идей. Многие, стремясь укрыться от бездушного прогресса, начали искать мистические тайны, контакты с потусторонними сущностями и магическую практику. Медиумы стали актуальными, и во внесящей среде становились популярными спиритические сеансы: не было собрания интеллигенции, которое бы обошлось без вызова духов, дабы поговорить с ними.

Духи высказывали свои мнения на множестве европейских языков. Приглашая медиумов, человек чаще всего наблюдал их нечто среднее между трансом и драматическим представлением с хриплым голосом, звучавшим, как будто пришло из иных миров. Порою медиумы даже записывали непонятные ответы на заданные вопросы. Более того, на стол могли выставляться специальные доски, на которых духи, будто ведя игру, оставляли свои знаки.

Какие секреты хранила Елена Блаватская – женщина, которая считала себя посвященной в главные тайны мироздания

Получайте на почту один раз в сутки одной из самых читаемых статей. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

3.jpg

Отношение современников к Елене Блаватской оказалось весьма противоречивым: одни её обвиняли в шарлатанстве, другие же рассматривали её как основополагающего отечественного философа, способствующего обогащению мировых знаний о человеческой природе. На спиритических сеансах могло произойти даже так, что закрытое пианино начнет играть, а Блаватская, прося высшие силы диктовать её книги. Она признавала, что иногда прибегала к мистификациям, но делала это только для привлечения внимания к своему учению, которое якобы объединяло науку и философии, религию и оккультизм. Так сложилась жизнь этой уникальной женщины.

Девушка из хорошей семьи, но с характером

Елена Петровна Ган появилась на свет 31 июля 1831 года в Екатеринославе (сейчас это Днепр), она была первым ребенком в семье. Её отец служил офицером, а мать приходилась дочерью саратовского губернатора и принадлежала к роду С.Ю. Витте, знаменитого государственного деятеля Российской империи. Поскольку отец постоянно переезжал по службе, семья часто меняла места проживания в Одессе, Туле, Курске, Петербурге и других городах. В 11-летнем возрасте Елена осталась без матери, и её воспитывали бабушка с дедушкой в Саратове.

Е.П. Блаватская и С.Ю. Витте - двоюродные брат и сестра

Елена Петровна получила отличное образование и проводила значительное время в домашней библиотеке, где развила интерес к эзотерическим книгам и исследованию окультизма. Дом их семьи был местом встреч для интересных, образованных горожан, что обеспечивало Елене возможность как обзавестись хорошей партией в замужестве, так и развить свои интеллектуальные способности, участвуя в дискуссиях и поисках истины. Она ухитрилась добиться и того, и другого.

Блаватскую описывали как женщину с очень большими, выразительными глазами, она практически всю жизнь страдала от лишнего веса, много курила и отличалась некоторой неопрятностью

Блаватскую описывали как женщину с большими выразительными глазами; она страдала от лишнего веса, увлекалась курением и отличалась некоторыми недостатками в внешнем виде, что, вероятно, не добавляло ей уверенности.

В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за вице-губернатора Эриванской губернии Никифора Васильевича Блаватского, но после нескольких месяцев семья распалась. Елена уехала в Константинополь, а затем продолжила путешествия по Европам и Ближнему Востоку. Ей иногда присылали деньги, но Блаватская торгует своими талантами: выступает в цирке как наездница или играет на фортепиано на концертах. Периоды египтомании накладывали отпечаток на её путешествия.

Остроумная обманщица или великий философ?

Нет точных сведений о последовательности путешествий Блаватской, поскольку у неё не было дневников, а об её приключениях сохранились только воспоминания и письма, которые включали множество разночтений. Однако намного важнее, что Елена поразила всех своим стремлением к поиску свидетельств древних знаний, завуалированных в знаках ушедших цивилизаций. В то время, когда развивались научные знания и множество новых изобретений меняли быт, Блаватская занималась вопросами, которые затрагивали каждую сферу человеческого существования.

Цирк, театр, храмы и жрецы

Позднее Блаватская утверждала, что год работала на цирковую арену в Константинополе, а после травмы руки перебралась в Лондон, где выступала в драматических театрах, посетила Египет и в том числе изучала древние языческие культы.

4.jpg

С Ближнего Востока она отправилась в путешествие по Европе, где давала фортепианные концерты. По сообщениям биографов, она также посетила Грецию и Малую Азию, а в 1851 году провела время в Индии и несколько раз пыталась проникнуть в Тибет, но неудачно.

Не все эти факты имеют документальное подтверждение. Склонная к мистификациям, Елена иногда приукрашивала свою биографию, чтобы создать более загадочный образ. Например, она утверждала, что сразу в день своего 20-летия в лондонском Гайд-парке встретила индуса-раджпута Морию, которого ранее видела во снах. Он предписал ей провести три года в Тибете ради будущей великой миссии.

Это интересно:  Неверные мужчины и один любимый муж Елены Лядовой

В течение следующего года Блаватская успела побывать в Канаде, Мексике и Южной Америке, после чего два года провела в Индии и, наконец, за семь лет оказалась в Тибете.

После чего она вернулась в Лондон, отправилась в Нью-Йорк, затем посетила Японию, Сингапур, Францию, Германию и некоторые другие страны. Она мало в каком из мест задерживалась дольше пары месяцев. В 1858 году Елена вернулась в Россию, где снова встретилась с семьей и начала проводить спиритические сеансы для петербургского общества. В 1860 году она снова побывала на Кавказе, а затем вновь двинулась в Индию и Тибет.

5.jpg

6.jpg

Блаватская обвинила в том, что ей не давали покоя странные слухи и произошло множество необычных событий вокруг. Примером служит её кораблекрушение, после которого, находясь в Каире, она основала Спиритическое общество. В итальянской Ментане её участие в битве на стороне гарибальдийцев, где она переоделась в мужчину и была ранена, также стало темой обсуждения. Однако компания, образованная на восточных спиритических исповеданиях, закончилась весьма печально: о ее членах Блаватская писала: «Они крадут деньги Общества, погрязли в пьянстве и предали меня крайне неприятным обманом…»

По её собственным словам, что не обязательно обращаться и отправляться в Тибет или Индию, чтобы обнаружить у себя знания и силу, которые есть в каждой человеческой душе. А получение высшего знания требует никаких лет солидного изучения под руководством более высоких разумов, помимо гибкости и убедительности. Она утверждала, что это учение требует полной самоизоляции, окруженной только единомышленниками, стремящимися к той же цели, в месте, где само пространство поддерживает тишину.

Тибет и Теософское общество

Согласно рассказам Блаватской, именно в Тибете она была посвящена в оккультные мистерии, погрузившись в высшие учения ламайского буддизма. Эти познания отразились в её трудах, таких как «Тайная Доктрина». Основатель Всемирного братства буддистов Гунапала Малаласекара утверждал, что неоспоримо знакомство Блаватской с тибетским буддизмом и эзотерическими практиками.

По завершении своего пребывания в Тибете, Блаватская приступить к проповеднической деятельности, а в 1870-х годах в Европе и США познакомилась с поклонниками спиритизма. В 1875 году совместно с полковником Генри Стил Олкоттом она учредила Теософское общество, после чего они вместе отправились в путешествие по Индии, материалы о котором были впоследствии опубликованы в газете «Московские ведомости». Штаб-квартиру Теософского общества Блаватская и Олкотт основали в индийском Адьяре, неподалеку от Мадраса.

Несмотря на популярность Теософского общества, Блаватская не раз сталкивалась с обвинениями в шарлатанстве в связи с её заявлениями о ясновидении, и в 1885 году, столкнувшись с обвинениями в мошенничестве, ей пришлось покинуть Индию и продолжать работы над своей «Тайной доктриной» в Европе.

7.jpg

Целями Теософского общества были: образование ядра Всемирного Братства без каких-либо различий по расовым, культурным, гендерным и религиозным признакам, изучение писаний арийской и других культур, различных мировых религий и научных знаний, а также исследование тайных психических способностей человека.

8.jpg

В своём учении Блаватская усомнилась в наличии бога-творца, утверждая существование универсального божественного принципа, для которого справедливо понятие Абсолюта. Вселенная, по её мнению, развивалась сама собой и не нуждалась в творении. В дополнение к этому, Елена не отвергала основные принципы науки в области физики и биологии, однако критиковала их за их недостаточность в объяснении многих явлений.

Согласно мнению её современников, Блаватская стремилась адаптировать идеи буддизма к менталитету европейцев. Девизом Теософского общества стало утверждение о том, что «Нет религии выше истины». В числе его последователей значились такие известные личности, как изобретатель Томас Эдисон и отец первого независимого премьер-министра Индии — Джавахарлала Неру Мотилал Неру. Штаб-квартира Теософского общества продолжает существовать в индийском Адьяре до наших дней.

В 1908 году в России существовало девять теософских кружков: четыре в Санкт-Петербурге, два в Варшаве, по одному — в Смоленске, Киеве и Калуге. 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. Однако в 1930-х годах, в связи с преследованиями и арестами его членов, это общество прекратило своё существование в стране.

Елена Блаватская этот эпохальный период в жизни теософии уже не застала, так как скончалась в 1891 году после страданий от гриппа. Её прах был разделен между основными центрами теософского движения в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. День её смерти отмечают последователи как день Белого Лотоса, символизируя её значимость для духовного движения.

Оцените статью
SteamStyle
Добавить комментарий