В те драматические дни, когда Динаре Асановой был запрещён кинематограф, она вышла замуж за своего любимого — графика Николая Юдина. Интересно, что до официальной регистрации брака у них уже родился сын. Мальчик, которого назвали Владимиром, но мама affectionately звала его Анваром, что в переводе означает «лучезарный». Этот эпитет прекрасно отражал её любовь и надежды на будущее.
Школа, водка и барабанная установка. Чем современному зрителю могут быть интересны фильмы Динары Асановой
Динара Асанова проработала в кинематографе всего 10 лет, но за это время её творчество в жанре подросткового социального кино услышали только настоящие ценители жанра. Почему её фильмы — от оптимистичного произведения 1970-х годов под названием Не болит голова у дятла до проблематичного предперестроечного Милый, дорогой, любимый, единственный — могут оставаться актуальными и сегодня, рассказывает Владимир Веретенников.
Динара Кулдашевна Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в Фрунзе (ныне Бишкек). Отца своего она не знала — он погиб на фронте вскоре после её появления на свет. Мать Динары трудилась на текстильной фабрике, и именно этот путь, как ей казалось, ожидал и её дочь. Однако юная Динара, во многом под влиянием бабушки, проявляла любознательность, была общительной и рано стала проявлять эмпатичные качества, становясь лидером в компании своих сверстников. Она предлагала своим друзьям различные идеи, такие как создание библиотеки, где книги выдавались только после пересказа предыдущей, организацию футбольных матчей, игры в школу (где ей всегда доставляло удовольствие исполнять роль учителя) и даже рисование афиш для местного кинотеатра.
С каждым годом интерес к кино рос, и в отличие от матери, которая хотела увидеть дочку на фабрике, Динара мечтала о профессии киноработника. Её удачей стало то, что в Кыргызстане, когда она только начинала свой путь, уже существовал кинематограф, что избавило её от необходимости покидать родину. Киностудия Киргизфильм (сейчас именуемая Кыргызфильм) была основана в Бишкеке 17 ноября 1941 года и первоначально занималась производством кинохроники. В первые послевоенные годы студия временно приостановила свою деятельность, а когда возобновила её, перешла на создание художественных фильмов. Первой киргизской цветной картиной стал фильм, снятый в 1955 году в сотрудничестве с Мосфильмом, под названием Салтанат.
Сначала в Киргизии снимали не так много фильмов, но постепенно усилия киностудии начали приносить плоды. На Киргизфильме были сняты многочисленные экранизации произведений известного писателя Чингиза Айтматова. В начале своей карьеры Динара сотрудничала со звездами кинематографа, такими как Лариса Шепитько и Андрей Кончаловский, а позже здесь появились собственные мастера — режиссеры Болотбек Шамшиев, Толомуш Океев и Альгимантас Видугирис. Творческий путь Динары Асановой органично вписался в контекст киргизского кино.
Когда Динара впервые попала на Киргизфильм, она в шутку взывала: «Возьмите меня кто угодно, даже на роль дворника!»
Несмотря на свои всего восемнадцать лет, у Динары не было никакого кинематографического опыта, но ее колоритная восточная внешность, открытая улыбка, острый ум, коммуникабельность и трудолюбие позволили ей преодолеть этот недостаток.
Её взяли на работу, и они не ошиблись: Асанова с увлечением осваивала разные профессии в кинематографе. Сначала ей доверили заботу о реквизите, а позже она встала на путь ассистента режиссера и начала появляться в небольших ролях в фильмах.
Динара присоединилась к съемочной группе начинающего режиссера Ларисы Шепитько, которая работала над фильмом Зной — одной из первых экранизаций произведений Айтматова. Эта картина, получившая высокую оценку критиков и премию Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру, стала знаковым моментом для Шепитько. Затем Асанова приняла участие в съемках художественного фильма Девушка Тянь-Шаня под руководством Алексея Очкина (в эпизодической роли) и документальных фильмов ПСП и У каждого своя дорога (помогая режиссеру Альгимантасу Видугирису). В качестве поощрения Асанову отправили в Москву, где она позже посетила Всесоюзный государственный институт кинематографии. После этого она поняла, что ей необходимо поступить в этот вуз, и подала документы на факультет режиссуры.
Возвращение к подростковому кино
В фильме Никудышная (1980), написанном по сценарию Приемыхова, главная героиня Аня (это одна из первых ролей известной Ольги Машной) является типичным трудным подростком, испытывающим сложности в общении с окружающими, как со своей семьей, так и с ровесниками. Причинами данного состояния являются, с одной стороны, её физическая проблема (она заикается), а с другой стороны, недостаток внимания со стороны близких, которые слишком заняты своими делами. Освобождая своё время, Аня находит дорогу к компании таких же отчужденных подростков: живые цвета косметики, алкоголь, кустарные заведения, драки и задержания.
На время беременности матери Аня была отправлена в деревню к родственникам. Однако и там её ожидали неприятности: она коротко вступила в конфликт с местными жителями. Случайно встретившись с пожилым мельником Саввой (в исполнении Михаила Глузского), которого местные жители считали колдуном, две одинокие души — после множества ссор и трудностей — в итоге находят язык друг с другом. Старик начинает активно участвовать в судьбе девочки, что способствует её нравственному перерождению.
Фильм Что бы ты выбрал? (1981) — это менее известная работа Динары Асановой, о которой в основном помнят только её преданные поклонники. В этом фильме показан всего один день из жизни четырёх друзей-третьеклассников. Володя (сын Асановой, сыгравший в этой ленте), Марина, Настя и Ярослав — все они живут в одном старом ленинградском доме. Эти дети учатся, шалят, обсуждают жизнь, выстраивают свои отношения с родителями и учителями и размышляют о будущем.
Динара, наблюдая за жизнью своего сына, переносит его повседневный мир, ограниченный пределами многоквартирного дома, на экран. Движущей силой сюжета являются зачастую сложные взаимоотношения двух параллельных реальностей: детского и взрослого мира. Но мы видим всё это через призму детского восприятия. Отношения Володя выстраивает через непрерывный внутренний диалог, который помогает ему осознать, что среди взрослых тоже встречаются нормальные люди…
Фильм Пацаны стал одним из наиболее заметных произведений Асановой и не случайно занял лидерские позиции в советском кинопрокате в 1983 году. В процессе создания картины Динара работала с опытными коллегами — сценаристом Юрием Клепиковым и актером Валерием Приемыховым, который исполнил главную роль. Это произведение посвящено судьбе трудных подростков, у которых уже возникли проблемы с законом. Они оказываются в летнем спортивно-трудовом лагере, где начальник, Паша Антонов, искренне старается оттащить своих подопечных от бездны, предложив им перспективы, отличные от тюремной жизни.
Большинство детей-воспитанников лагеря сыграли не профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки, которые исполняли, по сути, самих себя.
В основе сюжета картина начинается с того, что Вадим подбирает девушку (Ольга Машная) с младенцем, за которой гонится некий мужчина. Сначала ему кажется, что он помогает жертве домашнего насилия, но вскоре оказывается, что всё совершенно не так. Лейтмотивом сюжета становится тяжёлое непонимание между двумя поколениями: Вадиму уже за сорок, а героине Машной ещё нет и двадцати. Эта огромная возрастная разница символизирует разные мировоззрения и взгляды на жизнь. Вадим, воспитанный в рамках послевоенной морали, не может понять безумные поступки Ани, готовой ради своей любви пойти на ненормальные действия, включая кражу ребенка у чужой женщины…
Начало карьеры
На должности дворника Асанова не работала, хотя и сменила множество профессий за время, проведённое на Киргизфильме. Её карьеру она начала с работы по обеспечению реквизита. Когда Лариса Шепитько снимала Зной, Динара смогла стать ассистентом режиссера. В 1960 году она даже сыграла небольшую роль в фильме Девушка Тянь-Шаня, отличаясь миниатюрностью и восточной красотой.
Спустя некоторое время Киргизфильм отправил её на стажировку в ВГИК. Креативная атмосфера в этом театральном учебном заведении произвела на Динару неизгладимое впечатление, и она приняла твёрдое решение поступить туда. Однако, когда она подала документы на факультет режиссуры, её успех был недолгим — она потерпела неудачу в поступлении.
Несмотря на это, Асанова не собиралась сдаваться. На третьей попытке она смогла устроить себе место в мастерской Столпнера и Ромма. К тому времени Михаил Ромм набрал исключительно сильный мужской курс студентов. Дине было непросто в окружении уверенных в себе однокурсников, и некоторое время она была убеждена, что её приняли в вуз только для соблюдения принципов дружбы народов на советском пространстве.
Режиссура
После завершения учебы в ВГИК, Динара решила перебраться в Ленинград, и в 1970 году сняла свою первую самостоятельную кинокартину — короткометражный фильм Рудольфио, основанный на одноименной новелле Валентина Распутина.
Главную роль в фильме сыграл талантливый Юрий Визбор, а сама картина успешно раскрывала тему формирования личности подростка. Тем не менее, лента подверглась критике за сходство с нежелательной властью работой Лолита, что привело к пятилетнему лишению Асановой возможности заниматься режиссурой.
Её творческий застой завершился в 1974 году, когда новое руководство на Ленфильме дало ей шанс. Тогда был снят её первый полнометражный фильм под названием Не болит голова у дятла.
Режиссёр самостоятельно подбирала исполнителей на главные роли в своем молодежном фильме. Как парадоксично, главный юноша, Александр Жезляев, сыгравший персонажа, любящего джаз, оказался полностью лишён музыкального слуха. Юной Елене Цыплаковой также удалось получить свою первую роль.
После прочтения и разбора сценария вместе с актерами، Динара начала съемки без точного текста. На площадке царила атмосфера импровизации и обсуждений. Позже, с юными актерами, Асанова сохранила дружеские отношения.
В 1976 году она сняла свою наиболее известную картину — Ключ без права передачи. В этом фильме, продолжая тему молодежных проблем, Асанова вновь использовала метод импровизации. Редкое совпадение: фильм был положительно оценен как зрителями, так и профессиональными критиками, и позднее получил премию Ленинского комсомола.
Затем на экраны вышел менее известный фильм Беда, который имел пессимистичный и грустный настрой, снятый по государственной инициативе. Уникальная чувствительность режиссера позволила создать жизненный и проникающий рассказ о алкоголизме. Хотя финал оказался более оптимистичным, чем предшествующее повествование, актер Александр Петренко завоевал признание критиков.
Фильмом, который стал настоящим прорывом в фильмографии Асановой, стала картина Пацаны, вышедшая в 1983 году. В этом проекте приняли участие дети, судьбы которых складывались непросто. Фильм оказался трогательным и искренним, в итоге удостоился Государственной премии через пару лет.
Личная жизнь
Запрет на режиссуру оказался для Динары временем личных испытаний и профессиональных ограничений. В это непростое время она встретила Николая Юдина, который поддержал её в её идеях и чувствах. Брак с Николаем стал для Динары не только утешением, но и свидетельством того, что даже в тёмные моменты можно найти светлые события.
Рождение сына Владимира, о котором Динара нежно угощала именем Анвар, стало началом нового этапа в её жизни. Мальчик приносил ей радость и гордость, а также вдохновение. Динара активно вовлекала сына в свою творческую деятельность, что позволяло ему с ранних лет воспринимать мир кино.
Смерть Динары Асановой коренным образом изменила жизнь молодого Анвара. Потеря матери в столь юном возрасте оставила тяжёлый след в его душе. Поездка в Киргизию и последующая госпитализация в психиатрической больнице не принесли ожидаемого облегчения. Его жизнь стала последовательностью неудач и бродяжничества, а попытки наладить отношения с отцом встретили стену непонимания.
Причина смерти
Динара Асанова ушла из жизни в расцвете творческих сил, оставив бесценное культурное наследие. Работая над своим последним фильмом Незнакомка, она, словно обладая даром предвидения, предупредила близких о своём скором уходе и заранее позаботилась о том, чтобы все её долги были погашены.
Трагическая кончина настигла Динару Асанову в 42 года. Её жизнь оборвалась в кресле в результате хронических проблем с сердцем. Безвременный уход этой талантливой режиссёрши стал невосполнимой утратой для советского кинематографа и всех, кто ценил её творчество.
Динара Асанова была похоронена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке, ныне столице Кыргызской Республики.
Ссылки
Наша цель — обеспечить актуальность и точность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Подчеркните ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Разговоры вне школьной программы
Существует мнение, что над известным автором успешного дебюта всегда нависает проклятие второго фильма. Все ожидают, что новоявленный режиссер создаст произведение того же уровня в кратчайшие сроки. Но такие ожидания бывают не всегда оправданы. Если второй фильм оказывается менее успешным, чем первый, и критика акцентирует на этом внимание, автор может впасть в депрессию и на долгое время утратить вдохновение, если не навсегда. В случае Динары Асановой второй фильм Ключ без права передачи имел даже больший успех, чем её дебют Не болит голова у дятла. Он также отражал дух времени: вschools приходили не только дерзкие дети, но и молодежные учителя, представляющие новое поколение педагогов. Они неизбежно сталкивались с конфликтами со своими старшими коллегами, что было в значительной степени обусловлено их демократичным подходом к общению с учениками. Молодых педагогов начали воспринимать как старшеклассников, но они не поддавались и не отказывались от своих методов: приглашали учеников домой, ходили с ними в походы и на выставки, и главное — вели разговоры вне школьной программы! Такую учительницу сыграла в фильме Асановой Елена Проклова, которая до этого также играла школьниц в фильмах Звонят, откройте дверь Александра Митты и Переходный возраст Ричарда Викторова. Героям её фильма, словеснице Марине Максимовне, на самом деле близки ученики. Они фактически являются ей друзьями, собираясь у неё на кухне, где они играют с её двухлетним сыном. На колкости старой завучихи, которая когда-то спросила, как ей удалось подобрать ключ к сердцам своих десятиклассников, Марина Максимовна отвечает с откровенной гордостью: «Да, подобрала, еще и с правом передачи!» Эта учительница сама фактически осталась ученицей — в школе жизни.
Динару Асанову часто называют открывателем талантов — в её фильмах еще будучи подростками снимались Елена Цыплакова и Марина Левтова. Четырнадцатилетняя Ольга Машная сыграла главную роль в фильме Никудышная (1980). Лениградский мальчик Митя Савельев, сыгравший Витю в фильме Жена ушла (1979) и появившийся в эпизодических ролях в Пацанах (1983), стал кинокритиком. Самые известные песни Булата Окуджавы прозвучали впервые в фильмах Динары Асановой: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться» — в Ключе без права передачи, «В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы» — в Жена ушла. Асанова дружила с Окуджавой и другими видными поэтами 1960–1970-х, такими как Белла Ахмадулина и Давид Самойлов (в фильме Ключ без права передачи есть эпизод, где учительница Марина Максимовна ведёт своих десятиклассников на Мойку, в Дом-музей А. С. Пушкина, и там они встречаются с Окуджавой, Ахмадулиной и Самойловым, прибывшими в музей в день очередной годовщины смерти поэта для чтения своих стихов). А в фильмах Асановой феноменально раскрылся талант Валерия Приемыхова. Он был многогранным деятелем кино: сценаристом (выучился на сценарном отделении ВГИКа), режиссером и актером. Впервые он появился на экране в фильме Жена ушла, тонкой психологической драме Динары Асановой о взаимоотношениях мужчин и женщин. Их сотрудничество достигло своего наивысшего уровня в фильме Пацаны. Дискуссии вокруг этого фильма превзошли все предыдущие обсуждения фильмов Асановой.
Паша и пацаны
Этот фильм стал плодом дамского трудного сотрудничества Асановой с кинодраматургом Юрием Клепиковым. Сценарий вновь служил основой для работы с непрофессиональными актерами — подростками и юношами, которые изображали жизни неудовлетворённых элементов советского общества. Согласно сюжету, они объединены в летнем спортивно-трудовом лагере. Их наставником является Павел Васильевич (в исполнении Приемыхова), который был успешным спортсменом, но, по мнению его коллеги, «променял» свой потенциал на возню с трудными подростками. Приемыхов великолепно воплотил характер благожелательного энтузиаста — педагога в самом лучшем смысле этого слова. Его воспитанники грубы и высокомерны, привыкли не доверять никому и живут по своим, «блатным» законам. Кажется, удержать таких подростков на правильном пути невозможно, и их выходки порой доводят его до отчаяния. Однако какой-то внутренний источник продолжает поддерживать его надежды на лучшее и, наконец, он начинает замечать изменения в сердцах этих детей.
Фильм Пацаны оставляет глубокий след в душе. Смотреть его тяжело, но после окончания просмотра ты уже не тот человек, каким был полтора часа назад. Он уводит в бездну, исследует тьму, только чтобы затем возвыситься над её пучинами. Сравнивать воздействие фильма Асановой можно с тем, которое оказывают произведения Достоевского. Пацаны можно считать манифестом сильного художника-гуманиста. Если в предыдущих фильмах Асановой — несмотря на ясность её позиции по общественным вопросам — форма была стремительной, то Пацаны, как плакат, несут ясное послание: необходимо верить в человека. Даже в тех, кто находится на дне.
Затравили после дипломной работы
Давление на Динару началось с трагедии в Мурманске, где она работала над своим новым фильмом Незнакомка. Её нашли мертвой в гостиничном номере. Причина состояла в том, что у неё возникли проблемы с сердцем. Первые проблемы с сердцем у неё возникли, когда ей было всего 21 год, когда она училась в ВГИКе. Тот раз смог бы спасти её однокурсник, который вовремя принял решение сделать ей массаж сердца. Динара дожила до приезда скорой помощи, но на внутреннем уровне она почувствовала, что её жизнь будет короткой. Она часто говорила своей матери: «До 45 я не доживу».
Может быть, именно по этой причине её так волновала молодежная проблема. Динара будто знала, что сама никогда не постареет.
Дипломной работой Асановой оказался короткометражный фильм Рудольфио — о первой любви старшеклассницы к мужчине, соседу по дому, который был значительного возраста. Фильм был целомудренным и нежным, но недоброжелатели усмотрели в нём намёки на Лолиту. Все это отразилось на дальнейшей карьере Асановой. Четыре года она не могла ни снимать, ни работать в кино. Свой первый полнометражный фильм она сняла в 1974 году на Ленфильме, который в тот период считался одним из самых передовых. Фильм назывался Не болит голова у дятла. Главный персонаж, семиклассник Сева Мухин (или Муха), целыми днями стучит на барабанах, отвлекаясь от ссор с родителями и соседями. Он также влюблен в одноклассницу Иру. Его окружающие начинают обвинять в сложном характере. У него две отдушины — друг Батон и учительница, которая, в отличие от родителей, принимает Муху таким, какой он есть. И в этом фильме так же проступает уникальная или же знаковая особенности финала, который пробивает до слёз: Муха стремится за уезжающим поездом, в который садится Ира. В этом фильме одну из первых своих ролей, ту самую Иру, сыграла Елена Цыплакова, которая в то время ещё была школьницей.
Набраться мужества и посмотреть
Следующим же фильмом Асановой стала Ключ без права передачи, вновь о школьниках, и о любимой учительнице, которая, в отличие от остальных педагогов, готова говорить с учениками на важные для них темы. Группа подростков собирается на квартире своей классной руководительницы Марины Максимовны (одна из лучших работ Елены Прокловой), где они пьют чай и обсуждают, как считают другие учителя, недопустимые вещи. Мама одной из учениц, испытывая ревность к учительнице, жалуется директору школы, что та якобы создала у себя дома трактир. Дети, как и во всех фильмах Асановой, не играют роли, а живут именно в кадре. Это стало одним из секретов мастерства режиссуры Асановой. Хотя её коллеги и друзья утверждают, что истинный секрет состоит в том, что она с детьми проживала фильм 24 часа в сутки. Возможно, именно по этой причине её сердце не выдержало.
В своём самом известном творении Пацаны, Динара Асанова стала пророком, не желая того. Главные герои картины – озлобленные, несчастные, нелюбимые подростки 1980-х — стали новыми силами банды 1990-х, лишь позже подавлявших общество. Они не появлялись об этом единолично, за ними стояло то самое общество, которое позже вырвалось, драгоценные приключения оказались у них на сливах и с оружием в руках. Динара Асанова вовремя заметила эти тёмные водоемы.
За 10 лет до начала перестройки и почти за 20 до распада СССР она выявила главную проблему страны — молодёжь, которая больше не удовлетворялась лозунгами КПСС и ВЛКСМ. Было трудно объяснить им, почему, в то время как средняя зарплата составляла 120 рублей, одни могли покупать своим детям джинсы за 200 рублей и дарить на день рождения магнитофоны, тогда как другие едва сводили концы с концами. Не случайно один из воспитателей в Пацанах скрывает свои джинсы в сейфе. Асанова первой почувствовала нарастающие трещины в обществе, что в дальнейшем привело к его распаду. А как большой художник она верила, что раны можно залечить лишь нравственными средствами, что делает её фильмы и по сей день актуальными: они по-прежнему служат лекарством от душевной черствости. Главное — набраться мужества и посмотреть их.