— Ой, Женька, ты похожа на русалку!
— У тебя кожа такая прозрачная.
— Готовься, буду лепить скульптуру!
— Ты так красива!
— Такую фигуру можно и в обмундирование упаковкой…
Детям до шестнадцати: эротика в советском кино
Начиная с 1925 года, государственный кинематограф СССР, представленный компанией Совкино, на заседании Кинокомиссии определил перечень тем, которые были строго запрещены в советском киноиндустрии. Одной из этих тем была порнография. Стоит отметить, что порнографические фильмы никогда не демонстрировались широко ни в одной стране мира, и в этом отношении Советский Союз не отличался от других стран. Тем не менее, проблема заключалась в том, что в отечественном кинематографе любой элемент порнографии мог включать в себя даже недостаточно откровенное изображение обнаженного тела. Любой намек на эротические сцены ставил под сомнение дальнейшую судьбу фильма: допустят ли его к прокату или нет?
Западные киноленты, содержащие эротические сцены, зачастую подвергались порезкам и переработке до неузнаваемости. Цензоры не обращали внимания ни на контекст, ни на известность режиссера. Примером этому служит фильм «Амаркорд» Федерико Феллини. В одной из сцен юному герою предложили взглянуть на пышный бюст хозяйки магазина. Эта сцена скорее была комичной, чем эротической, но тем не менее Феллини был вынужден обратиться с просьбой о разрешении на ее окончательную версию. Его ироничный вопрос к советским чиновникам: «Вас смущает её грудь?» — стал символом абсурда цензуры. В результате сцена была так неумело отредактирована, что озадаченные советские зрители не понимали, что именно произошло в этой ситуации.
Несмотря на все препятствия цензуры, сексуальность все же пробивала себе дорогу в советском кинематографе, начиная от наготы и заканчивая откровенными эротическими сценами.
Ищите женщину
Сейчас, когда feministic тренды становятся все более актуальными, женщин продолжают показывать в кино обнаженными гораздо чаще, чем мужчин. Не то чтобы мужчины не подвергались обнажению: в лентах можно увидеть множество эффектных торсов привлекательных актеров. Однако чаще всего мы наблюдаем мужчин, находящихся в полуобнаженном состоянии, только если они участвуют в какой-то физической активности — рубят дрова или переодеваются в супергеройские костюмы. То есть, подобные моменты не представляют собой ничего эротического. Аналогично было и в советском кинематографе: довольно часто обнаженные и даже голые мужчины появлялись на экране, но только в рамках определенных сцен. Первая демонстрация обнаженного тела на советском экране произошла в комедии «Полосатый рейс» (1961), когда герой, сыгранный Евгением Леоновым, принимал ванну, а затем, покрытый мыльной пеной, спасался от тигра.
В фильме «Белое солнце пустыни» (1970) удачный образ Саида, который весь фильм ходил с распахнутым халатом, в целом мог бы быть реализован и без него, так как торс Спартака Мишулина сопоставим с самыми привлекательными голливудскими образцами. Однако никто не запомнил его замечательный торс. Внимание зрителей привлекла лишь Гюльчатай, которая на несколько секунд подняла свою паранджу, продемонстрировав грудь. Вот это было что-то запретное и, соответственно, сексуальное.
В советском кино обычно отражалась лишь женская сексуальность, и женщины, как правило, представлялись лишь как объекты желания. Это воспринималось как естественная связь с земным, плотским и животным началом. Женская природа противостояла идеологии, общественным условиям и установкам самые тем самым, что была самой собой. Так, в запрещенном фильме Александра Аскольдова «Комиссар» (1967) суровая комиссарша, исполняемая Нонной Мордюковой, превращается в красную мадонну во время родов. Иногда природная красота актрисы, их грация и естественность наполняли даже самые обыденные сцены чувственной силой.
Одной из первых демонстраций женской наготы в советском кино можно считать кадровые эпизоды, снятые в кинопоэме Александра Довженко «Земля» (1930), где описывается приход коммунизма в крестьянскую среду. Крестьяне изображаются до такой степени счастливыми, что, буквально, на глазах зрителей заправляют радиатор своего трактора собственным мочой, а затем убивают комсомольца. Его невеста, обескураженная горем, бежит по избе совершенно обнаженной. Произведение было подвергнуто критике в печати, и все натуралистичные сцены были безжалостно вырезаны. В своем первоначальном виде картина была показана зрителям лишь через 40 лет. На Западе же «Земля» не раз оказывалась в списке шедевров мирового кино именно за те вещи, за которые советская критика осуждала ее.
С приходом оттепели устои жесткой цензуры начали смягчаться. Новая волна советского кинематографа подарила ряд запоминающихся сцен, среди которых — эпизод из фантастического фильма «Человек-амфибия» (1961), когда Ихтиандр спасает свою возлюбленную Гуттиэре. Исполнившая эту роль Анастасия Вертинская, безусловно, считалась одной из самых красивых актрис своего времени, и сама сцена спасения безчувственной девушки, чья грудь из-за намокшего купальника была едва заметна, была пронизана романтической чувственностью.
“Табор уходит в небо” (1976)
Культовая любовная сцена из фильма «Табор уходит в небо» поразила советского зрителя. Молдавская актриса Светлана Тома не побоялась полностью открыть свою грудь и стала едва ли не секс-символом СССР. Этот момент любовной встречи цыганской пары оказался трогательным и надолго запомнился аудитории. Фильм в прокате продемонстрировал небывалый успех и долгое время занимал лидирующие позиции. В том же году Тома также снялась в откровенных сценах фильма «Братушка».
“Осень” (1974)
Первая полноценная откровенная сцена в советском кино едва не стоила режиссеру Андрею Смирнову карьеры. Фильм включает в себя любовную сцену между главными героями — влюбленной парой, которая была разлучена на многие годы. Госкино сдерживало рекомендации по просмотру этого фильма, но его увидели более 10 миллионов человек. Тем не менее, после этого Смирнов не снимал ни одного фильма в течение 30 лет, а настоящая оценка к этому произведению пришла в 2000-х, когда табу на обнаженные тела в кинематографе было снято.
Купальник Вертинской
Несмотря на строгую цензуру, действовавшую в советское время, некоторые откровенные сцены все же являлись частью фильмов. Одной из них стала сцена с Анастасией Вертинской.
В фильме «Человек-амфибия» актриса предстала перед зрителями в купальнике, выполненном из тончайшей ткани, которая во время съемок в воде практически обнажала её соски. Моралисты возмущались: с их точки зрения, показывать такие кадры в кинотеатрах было недопустимо. Съемочная группа оправдывалась, указывая на маленький бюджет картины, который не позволял приобретать костюмы из более качественных и плотных тканей.
Андрей Рублев
Тарковский, создавая свою картину «Андрей Рублев» в 1966 году, фактически бросил вызов советским властям и социалистическому обществу. В фильме он намеренно включил множество эротических сцен, в том числе языческую оргии, насилие и жестокости, что сделало невозможным его показ без цензуры до 1987 года.
Совместными усилиями
В фильме «Интердевочка» актриса Елена Яковлева наотрез отказалась раздевайся, однако по сценарию требовалось включить сцену секса. Речь шла о моменте с японцем (на самом деле его сыграл казах Ментай Утепбергенов), который подарил героине 750 долларов. Режиссерам и команде пришлось проявить креативность: актрису намазали глицерином, всех мужчин вывели с площадки, а к кровати прикрепили бревно, которое раскачивали, чтобы создать эффект сотрясения. Таким образом, вся обстановка — кровать, Елена Яковлева, тумбочки и лампочки — казалась столь интенсивной, что советские киноделы смогли показать на экране страсть.
Идея выше цензуры
Во время съемок «А зори здесь тихие…» Станиславу Ростоцкому практически запретили создавать сцену в бане. Редакторы сочли, что в этой сцене обнажение не нужно и что она не имеет значимости для сюжета. Не смогли понять задумки и сами актрисы. После нескольких собраний в комсомоле режиссер, тем не менее, смог объяснить важность этой сцены: «Девочки, я должен показать, куда попадают пули фашистов. Не в мужские тела, а в женские, которые должны быть в состоянии рожать».
В итоге, съемки проходили через матовые пленки с прорезями для объективов, а на площадке остались только женщины — операторы, осветители и прочие. Это делалось для того, чтобы не смущать актрис, которые предстояло изображать.
А зори здесь тихие…, 1972
Даже если в наспех собранном отряде находятся одни женщины, их командиру, старшине Васкову (Андрей Мартынов) все равно приходилось топить для них баню, потому как личная гигиена в его подразделении оставалась важной задачей. Пока Васков терпеливо ожидал, когда группа голых девушек оденется и выйдет, зрителю показывали внутреннюю часть бани. А здесь… взгляд радовался, а сердце замирало: прекрасные, открытые девушки, не стеснявшиеся обсуждать свою наготу, во главе с Ольгой Остроумовой, прекрасно выглядели, находясь топлес. И кто мог устоять перед таким искушением? Несмотря на трагический финал, когда все главные героини погибли, банный эпизод компенсировал горечь утраты. Не зря после этой сцены часть зрителей покидала зал, совершенно непринужденно.
Ну, если кого-то возбуждает женщина в форме, то здесь им могут предложить на любой вкус.
Бриллиантовая рука, 1968
Чтобы отвлечь брильянтового Семёна Семёныча Горбункова, который упрямо отказывался пить отравленное вино, мошенница устраивает на глазах у пролетариата сумасшедший стриптиз (в фоновом режиме звучит зажигательный голос Аиды Ведищевой). А кто не помнит легендарную сцену с пробкой, которая не только расстегивала бюстгальтер, но и отключала свет рикошетом? Так смело! Леонид Гайдай способен был сделать всё на экране, и подменка стройной Светличной Мордюковой. А также полуголая студентка в «Операции Ы», которая в упор не замечала Шурика. Не забывая, конечно, и антивластную песенку про остров. Одним словом, гениально. Даже если это не самое откровенное обнажение, это было наиболее наивысшее выражение эротического накала и знаменитая фраза, повторяемая многими женщинами: «Не виноватая я! Он сам пришел!». Заслуженное первое место!
В роли загадочной заграницы присутствовал город Баку.
Примечание В. Зыкова. Естественно, читатели вспомнили еще множество фильмов в комментариях! 🙂 Например, к числу таковых можно отнести «Мавка. Лесная песня», с совершенно раскрепощенной Людмилой Ефименко 🙂
Комментарии
ставр
А как же фильм «Комедия о Лисистрате»? Я бы поставил его на первое место. Героиня Ольги Кабо бегает по крепости в течение трех минут. Полная обнаженка.
Евгения
Отличный материал! Прямо здорово! Только вот о картине «А зори здесь тихие» я бы не писала так цинично…
Юрий
А еще в «Легенде о любви» (Узбекфильм, 1984) мелькали откровенные моменты.
Ёжик
Да, много других откровенных сцен тоже было. В условиях повального отсутствия обнаженки такие сцены запечатались в детской памяти.
И еще где была эротика:
«Учитель» (красивая голая задница девушки в реке)
«Белое солнце пустыни» (известная сцена неожиданного входа Сухова в гарем).
Советский вестерн о Средней Азии при начале установления советской власти. Название не помню. Фильм похож на «Белое солнце». Красноармеец пришел к басмачам забрать свои людей. В одной сцене срывают платье с молодой невесты и показывают полноценные груди на широком экране.
«Бегство мистера Мак-Кинли» с Высоцким. Там показывают западное телевидение на несколько секунд обнаженное тело.
Я отчетливо помню, как в кинотеатре смотрели с друзьями «Пиратов двадцатого века». Запомнилось впечатление моего приятеля от этой самой сцены: «Лучше бы он её отодрал, было бы интересней!» 🙂
Также помню какой-то серьёзный фильм о войне 70-х годов. Название не помню. Там немцы отдыхают в хате, пьют, развлекаются с нашими девушками. Среди них есть и партизанки, и простушки. Один из них заходит в сарай, и на сеновале лежит баба в теле и стонет. Этот кадр длился всего секунды две 🙂
11
*легенда о тиле* Смоктуновский лапал девку с голыми сиськами.
«Город Зеро» — там полностью обнаженная секретарша.
В «Москва слезам не верит» Вера Алентова, Наталья Вавилова, «Ночные забавы» Ирина Алфёрова, «Фанат-2» Александра Колкунова и так далее.